АЛЕКСЕЙ ГОЛУБИЦКИЙ: РЕАЛЬНОСТЬ
МЕНЯЮТ
ОПТИМИСТЫ

Интервью Елена Артемьева
Фото из архива Алексея Голубицкого
Живые идеи и реальные дела прорастают даже на пустырях, сквозь асфальт и бетонные стены. Главное — оптимизм и желание менять мир, привносить в него нужное и важное. Алексей Голубицкий — из таких людей. С известным на всю страну директором калининградской «Школы будущего» говорим об оптимизме и потоке, о вызовах
и решениях в образовании, о том, как превратить школу в драйвер роста и центр инфраструктуры.
Елена: Алексей Викторович, современное школьное образование — какое оно? Есть ли у него проблемы?
Алексей: Все зависит от настроя: есть реальность — а есть отношение к ней, не проблемы, но задачи и отношение к ним как к ресурсам. Примагнитьте эти ресурсы к школе для той цели, которую вы для себя ставите. Я считаю, что вокруг — одни ресурсы, а все люди в мире делятся на две категории: одни уже помогают нашей школе, а другие еще не знают, что скоро начнут помогать нашей школе. Работать в школе могут только оптимисты. Другие здесь долго не продержатся.
Алексей Голубицкий
Директор МБОУ СОШ «Школа будущего»
Лауреат Всероссийского конкурса «Лучший лектор»
Призер Всероссийского конкурса «Директор школы»
Награжден медалью А.С. Макаренко, удостоен благодарности Президента Российской Федерации
В детстве я прочел в учебнике истории, что финикийцы заполонили все Средиземноморье, потому что изобрели треугольный парус, позволяющий кораблю идти в нужном направлении. Если ветер не попутный, а боковой или встречный, ты, меняя галсы, все равно придешь туда, куда стремишься, пусть не всегда прямым путем. Для этого нужно четко и ясно видеть цель, уметь маневрировать, упорно верить в ее достижимость. Я абсолютно убежден, что оптимизм в нашем деле — ключевой фактор успеха. И если он начинает таять, достаточно посмотреть на детей: как они играют, общаются, верят в луч- шее, в свои силы, даже если ничто не предвещает успеха. Такой энергией подзаряжаешься!

Проблемы есть, и довольно острые.
  • Первая: система образования очень инертна — это и плюс ее, поскольку инертность удерживает от неуместного метания из стороны в сторону, и минус — ибо она крайне слабо поспевает за изменениями мира, в связи с чем часто не соответствует вызовам времени. По сути, педагоги готовят детей к жизни в том мире, которого уже нет. А когда дети окончат школу, от него вообще ничего не останется. И это серьезный вызов, который мы должны сейчас принять и с ним работать.
  • Вторая проблема — замкнутость школы по отношению к окружающему миру. Дети физически отгорожены от реального мира, они живут внутри школьных стен, и все их возможности ограничиваются этими стенами. В учебных проектах нет реальности — лишь сублимированные учебные действия, совершенно не отражающие суть тех событий, что будут происходить с ребенком потом. Детей насыщают невероятным количеством академических знаний, и они выходят из образовательных учреждений, не понимая, что с этим делать.
Елена: Каким может быть решение?
Алексей: Во-первых, сделать стены школы полу- проницаемыми, «приоткрыть форточку», чтобы мир мог войти, насытить ее свежим воздухом. Во-вторых, учебным классом для ребенка должно быть не замкнутое пространство, а весь мир. Но как бы вы ни старались организовать все- стороннее обучение внутри образовательного учреждения, это заведомо проигрышный вариант. А если ты не отвечаешь на запрос ребенка, то обрезаешь ему крылья. Нужно выпускать детей за пределы школы, например в лаборатории университетов, и это ключевой момент. Это сетевые формы обучения, законодательство их допускает. Примеры сетевого взаимодействия существуют, но часто не на системной основе. В нашей школе это часть учебного плана, реализуемая за пределами школы: дети едут в колледж, в университет, на предприятие, в парк, музей — в то место, которое отличается от школы. Именно так происходит обогащение учебного процесса. В музеях, университетах, на предприятиях другая атмосфера, соприкосновение с которой обогащает внутренний мир школьника.
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП, КОТОРЫЙ МЫ РЕАЛИЗУЕМ: ШКОЛУ СТРОИТЬ НУЖНО НЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, А ВМЕСТЕ С НИМИ
Работа во время учебы как подготовка к реальной жизни. Например, 85 процентов современных американских подростков имеют опыт трудоустройства на выходе из школы. Это настоящая работа по найму в виде подработки по вечерам или на каникулах, с договором, легальной зарплатой, оплатой налогов, когда ты становишься частью экономической жизни. В России только 15 процентов 11-классников оканчивают школу с опытом реального трудоустройства! Такой разрыв, на мой взгляд, настоящая угроза национальной безопасности. И не потому, что российские подростки не желают работать. Исследование и опрос Общероссийского народного фронта подтверждают, что те же 85 процентов наших ребят хотели бы получить опыт работы в школьные годы. И мы, как система образования, должны срочно искать ходы, как сделать так, чтобы дети его получили.
Сейчас рынок предлагает все больше вакансий для подростков, смягчилось трудовое законодательство. Взрослые начинают доверять детям и понимать, что подростки с 14–16 лет могут выполнять работу на хорошем уровне, для них самих это сверхважно. Самое интересное, что самостоятельно заработанные и карманные деньги от родителей, доставшиеся без усилий, дети раскладывают отдельно и по-разному к ним относятся.
Елена: Подход «я все могу» скорее характерен не для директора школы, а для руководителя крупного завода. Ведь если промышленность в силу бюджетов многое может себе позволить, то образование вряд ли. Как у вас получается?
Алексей: Наоборот: промышленность, медицина и другие отрасли, традиционно считающиеся богатыми, ограничены физическим пространством и законами материального мира. А мы нет. Как это объяснить? Джон Хэтти в книге «Видимое обучение» представил итоги метаисследования факторов, влияющих либо не влияющих на качество и результаты образования: объем домашних заданий, наличие второй смены, количество учеников в классе и другие параметры.
Важнейшим фактором влияния стала вера учителя в ребенка, тот самый оптимизм. Если учитель считает, что у ребенка получится — у него действительно получается. Вот история из нашего советского прошлого. В один из провинциальных городков приехала из Москвы комиссия ученых. Отсмотрели всех учащихся начальной школы. Не глядя в оценочные ведомости, отобрали 25 учеников, якобы обладающих невероятно высоким потенциалом, сообщили педагогам, что это гении, выявленные на основе особенных методик, и уехали на несколько лет. Школа объединила отобранных детей в один класс, и в выпускном восьмом классе они показали феноменальные результаты. Только после этого московские специалисты сообщили, что вели отбор по принципу случайной выборки. Такова сила веры, сила мотивации.
УЧЕБНЫМ КЛАССОМ ДЛЯ РЕБЕНКА ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ ЗАМКНУТОЕ ПРОСТРАНСТВО,
А ВЕСЬ МИР
Второе — это коллектив, сообщество, что часто отмечает Игорь Владимирович Рыбаков. Сообщества педагогов дадут лучший результат, чем разобщенные одиночки. Это доказано научными исследованиями. Важно, чтобы это было сообщество людей, объединенных общей целью, которые взаимодействуют, передают друг другу информацию, методы, техники. Грамотно выстраивая процесс, мы способны вдохновлять детей и достигать невероятных результатов. В этом смысле система образования ярче, интереснее, чем многие другие сферы. Я поста- вил бы ее впереди еще и потому, что, какой бы форсайт ни делался, все равно получается форсайт образования. Что бы мы ни придумали — беспилотники, умные города, колонию на Марсе, — возникает вопрос: кто спроектирует все это, создаст технику, будет управлять, эксплуатировать, кто будет инженером, строителем, а кто — биологом, космическим психологом для инопланетных колонистов? Где все эти люди? Их нужно подготовить. Образование — всегда начало начал, без него невозможен ни один замысел, ни один проект. И чтобы обеспечить нашей стране развитие, мы должны начинать именно с системы образования.
«Школа будущего» — единственная в России школа, имеющая собственную парусно-гребную базу
Елена: Как вы стали директором школы?
Алексей: Я вырос на фильмах Жак-Ива Кусто, великого французского путешественника, изобретателя акваланга. Мечтал стать океанологом, изучать Мировой океан. И стал морским геологом, геоэкологом, был научным сотрудником Института океанологии РАН. Ходил в океанические рейсы, попадал в шторма — романтика на грани риска, красивая, насыщенная впечатлениями работа, но при этом чистая академическая наука. Я изучал древние океаны, существовавшие на месте современных. В какой-то момент подумал: убери меня из мира, и он не вздрогнет или даже обрадуется — наконец-то ушел этот незаметный человек! И мне стало обидно: жизнь проходит, а ты ничего не привносишь, никак не влияешь на этот мир. Между тем в качестве хобби я вел экоклуб в одной из сельских школ. А потом мне неожиданно предложили возглавить школу.
Я АБСОЛЮТНО УБЕЖДЕН: ОПТИМИЗМ В НАШЕМ ДЕЛЕ — КЛЮЧЕВОЙ ПАРАМЕТР
И у меня случился донкихотский порыв — привнести в школу что-то интересное. При встрече с реальностью порыв довольно быстро улетучился: образование сиюминутности не терпит. Хотя оно основано на вдохновении, но на деле это колоссальный труд. И прежде всего — поиск единомышленников, формирование команды, сообщества: один ничего не можешь сделать. Это важно понимать, особенно на руководящей должности. Директор школы любого уровня — муниципального, регионального, федерального — без команды ничего не совершит и не достигнет. С тех пор как я пришел в школу, ни о чем не жалею. Например, раньше в какой-то момент уже не мог себя заставить прийти на работу к десяти. А сейчас просыпаюсь без будильника, в семь утра или раньше я уже на работе. Состояние потока, чего-то нового, интересного, яркого постоянно со мной. Я чувствую, что нужен, могу на что-то влиять, что-то менять. И эти изменения довольно быстро становятся видны.
Елена: Что вами движет, помещает вас в поток?
Алексей: Михай Чиксентмихайи в книге «Поток» излагает мысль, что у каждого есть свое дело, но не каждый с ним встречается. Когда ты занимаешься не своим делом, тебе нужна внешняя мотивация. Приятно получать плату за свой труд — но это внешняя мотивация, а не ведущая. А с истинным удовольствием ты занимаешься тем, что действительно с тобой резонирует. Например, наша бухгалтер искренне радуется, когда у нее сошелся годовой отчет. Посади меня за этот отчет — я бы по водосточной трубе сбежал и никогда бы не вернулся. Один человек в шоке только от мысли о том, чтобы выступить перед аудиторией — для другого это кураж, возможность общения, энергетическая подпитка. Нет универсального рецепта счастья, и это очевидно уже при выборе профессии, который каждый делает самостоятельно.

Состояние потока возникает, когда человек занимается по-настоящему любимым делом. Я занимаюсь тем, что люблю, эта любовь движет мною, погружает в состояние профессионального счастья.
Экскурсия по школе для представителей Силы Сообществ. Игорь Рыбаков, Алексей Голубицкий, Александр Сила
Елена: Пятнадцать лет назад ваша уникальная «Школа будущего» была старым полуаварийным зданием...
Алексей: Наш поселок Большое Исаково расположен недалеко от Калининграда. Все там было как в конце девяностых на городских окраинах: много талантливых, интересных людей, но и социальные трудности имелись. И стояло старинное немецкое здание местной школы. В какой-то момент там подобрался прекрасный, яркий коллектив единомышленников, куда я и влился. Потом эта команда стала инициатором и закваской для школы-новостройки, куда мы переместились, и основой для дальнейшего роста. Школа — это не стены, это люди. Тридцать сотрудников работают здесь со дня открытия нового здания школы.
МЫ СФОРМУЛИРОВАЛИ ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП, КОТОРЫЙ СЕЙЧАС РЕАЛИЗУЕМ: ШКОЛУ НУЖНО СТРОИТЬ НЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, А ВМЕСТЕ С НИМИ
А в то время мы просили пристроить к старой школе хотя бы спортивный или актовый
зал — в здании было всего несколько плохо приспособленных помещений, пожароопасная котельная, мы находились в тяжелых условиях. Пристройки нам сделать не смогли, но вместо этого, руководствуясь желанием помочь, построили школу на тысячу мест. Так на пустыре, среди довольно ветхих домов, в отсутствие дорог и освещения, вдруг появилось новое большое здание. А у нас было всего двести детей. Возник понятный разрыв в проектной логике — необходимо было его каким-то образом закрывать. Как туда заманить детей и привлечь родителей? И мы сформулировали главный принцип, который сейчас реализуем: школу строить нужно не для детей, а вместе с ними. Мы вовлекли детей в проектирование школы еще на стадии строительства. Они рисовали на ватмане школу будущего — так появилось название школы. Захотели велопарковку, в фильмах подсмотрели красивые шкафчики и сделали лучше — оснастили их электронными замками, и много чего еще придумали. Эти детские «хотелки» мы в итоге реализовали, и до сих пор это является нашим базовым принципом.

А последний визит в нашу школу команды Силы Сообществ во главе с Игорем Владимировичем Рыбаковым привел к строительству беседки. Во время экскурсии по школе мы зашли в коворкинг. Это пространство дети сами для себя сочинили и продумали — гамаки, столы, пуфики, интересный антураж — и любят там собираться. Мы входим, а они как раз обсуждают, как дальше улучшать школу. Игорь Владимирович спрашивает: «А что вы делаете?» — «Мы думаем, что сделать еще лучше». И рассказывают, что хотят соорудить беседку сообществ, где будут собираться родительское, ученическое, учительское сообщества, можно провести открытый урок. Она должна быть красивая, при этом оснащенная, всепогодная, но вне школьных стен — для рокировки, смены места. «А сколько нужно на строительство?» — уточняет Игорь Владимирович. — «Миллион рублей».
У детей не просто мечта — у них цель, они всё посчитали. «Не вопрос», — Игорь Владимирович дал деньги, ребята тут же создали команду само- управления, и через неделю все закрутилось.
За строительство взялся участник Силы Сообществ и Х10 Движения Дмитрий Корнеев. В строительстве помогают подростки, их мамы и папы, сотрудники школы — строим всем миром, всеми сообществами, которые здесь у нас есть, вовлекаем ребят, создаем им возможности и условия учиться, проявлять свои лучшие качества, свои идеи. И возможно, создание этой вот беседки, родившееся от вроде бы случайной искры-идеи, запустит целую серию трансформаций школьной территории, начнет появляться пространство, сильно отличающееся от того, что уже существует.
Елена: Школа стала центром местной инфраструктуры. Как это возможно?
Алексей: Как только появилась новая школа, напротив вырос микрорайон. Обычно сначала строят микрорайон — и лишь затем школу. У нас получилось наоборот: мы объявили, что берем всех детей нашего микрорайона, но школа-то стоит на пустыре! В ответ возникло два микро- района и поселок. Вдумайтесь: пятнадцать лет назад здесь было 2500 жителей, а сейчас 8500! Не знаю, есть ли в России пример подобной взрывной экспансии.

В свою очередь, это стало драйвером развития территории школы. К ней пришлось построить дорогу, чтобы могли подъезжать школьные автобусы. Стали носиться машины — понадобился тротуар, чтобы уберечь пешеходов. Подвели освещение. Провели в школу интернет; но невыгодно, чтобы он работал только в школе, — предложили всем соседям. И вдруг депрессивное место превратилось в очень привлекательную для жизни территорию, в центре которой «Школа будущего» со своими интересными подходами.
Елена: Люди едут к вам ради вашей школы — или ради инфраструктуры?
Алексей: Поселок пополняется именно жителями. Что касается школы: мы собеседование в 10-й класс проводим с несколькими регионами и если родители не могут приехать, то, например, делегируют бабушку, снимают ей и ребенку квартиру рядом со школой. Специально, чтобы учиться у нас, к нам приехал ребенок даже из далекого Магадана. Принцип «школа прежде всего» работает! Родителям гораздо удобнее, когда квартира находится рядом со школой, которая их устраивает, когда ребенок под присмотром: отправили его утром пешком, он отучился, посетил все кружки, вернулся — всё рядом. Это гораздо проще, чем когда работа рядом с домом, а школа далеко и ты постоянно переживаешь: пришел ребенок или нет, поел ли, успел ли на кружки и секции. Поселиться рядом со школой становится популярным при переезде из региона в регион.

Школа является центром системы образования, а теперь мы видим интересную тенденцию: во-первых, она способна развивать территорию вокруг, быть драйвером, ядром роста, во-вторых — становится основанием для выбора места проживания рядом с ней.
Елена: Методы каких великих педагогов вы применяете?
Алексей: У Антона Семёновича Макаренко я взял идею по вовлечению детей не только в учебные, но и реальные дела. Мы называем это «ретроинновацией» — внедрение в педагогический процесс хорошо забытых старых идей и принципов. Макаренко со своими колонистами-беспризорниками, включая детей с уголовным прошлым, производил Балтийская лесная компания. Ученики производят продукцию, которая кому-то нужна!

Здесь не получится, как на обычных уроках труда, сделать криво, получить тройку и пойти домой: пока заказчик не будет доволен твоим продуктом, заказ не выполнен. И если на каком-то производственном этапе ты выдаешь брак, то подводишь всю команду. Тут другой уровень ответственности, и ребята получают реальную зарплату. И эти принципы любви, уважения фотоаппараты ФЭД с тонкой оптикой. Это как если бы сейчас в школе собирали айфоны. Мы, следуя этой практике, создали в школе учебную фирму, где есть станки с ЧПУ, 3D-принтеры, фрезер, лазер. Ребята выполняют реальные заказы на сувенирную продукцию, наносят изображения на мобильники, кепки, футболки. У нас крупные заказчики: «Музей Мирового океана», национальный парк «Куршская коса», администрация Гурьевского муниципального округа, и доверия к ребенку, индивидуальный подход и развитие ответственности — методы Василия Александровича Сухомлинского.

У Януша Корчака, великого польского педагога, в 1942 году добровольно вошедшего в газовую камеру концлагеря Треблинка со своими воспитанниками, мы взяли принцип развития самоуправления, когда ученики обладали широкими правами и могли даже его самого уволить, если бы он нарушил какие-то правила. Наше школьное самоуправление также обладает широкими полномочиями.
Уроки за пределами школьного класса: первый сбор меда «Умного улья»
Елена: Хотите ли вы что-то изменить, добавить, улучшить в вашей школе?
Алексей: Точно хотим и добавить, и улучшить. Мы — переполненная школа, и у нас сейчас происходит кризис массовизации. Тот самый случай, когда, хорошо работая, начинаешь привлекать внимание. Сначала мы думали, как наполнить школу на тысячу мест. Сейчас у нас учатся две с половиной тысячи ребят и нам срочно нужно новое здание. Оно уже проектируется — мы прогнозировали такое развитие событий и предусмотрели территорию под расширение. Надеемся, в ближайшее время начнется строительство. У нас, например, есть подразделение «Юнармии», детский компонент для желающих, но мы не Нахимовское училище и никогда им не станем. Есть факультатив по изучению православной культуры, но православная гимназия в этом смысле даст больше. Мы успешно готовим к поступлению в ведущие вузы страны, но школы при самих вузах делают это еще эффективнее. Нет лучшей школы для некоего «усредненного» ребенка — есть школы, которые отвечают на конкретный запрос приходящих туда людей, и есть те, которые отвечают в большей степени. Лучшая школа та, которая вам нравится, которую вы любите, ценности которой разделяете. Мы стараемся быть лучшими для разных детей внутри школы. Мы разная школа. Кто-то берет максимум, а кто-то учится у нас потому, что мы рядом.
Коворкинг в «Школе будущего» сочинили и продумали сами ученики. Обсуждение домашнего задания в старших классах
Елена: Какую образовательную модель вы бы создали, если бы решение зависело от вас?
Алексей: Такая модель скоро заработает в Центре образования Силы Сообществ. Здесь снимут барьеры между школой и внешним миром. Впервые в мировой педагогике будет реализована не имитационная, а подлинная деятельность в едином пространстве. Не надо водить детей на экскурсии на предприятия — всё есть внутри. Харизматичные, пассионарные люди откроют свои офисы на территории Центра, в том числе Глобальный университет Рыбакова, Х10 Движение, сообщество «PRO Женщин», «Университет детства», начнет работу Школа-пансион МФТИ для талантливых детей из регионов. Образуется живое пространство, где каждый занимается своим ярким, интересным делом и все взаимодействуют друг с другом.

Дети получат возможность включаться в разнообразные форматы и проекты, настоящие, не из учебника. За счет интенсификации образования и современных средств обучения школьная программа будет осваиваться компактнее, за меньшее число уроков. В освободившееся время школьники смогут стажироваться, участвовать в детско-взрослых проектах, выдвигать собственные инициативы, создавать стартапы. Часть обучения будет проходить на базе одного из ключевых соучредителей — МФТИ. Это означает обучение вне рамок школы, как мы и говорили: занятия в лабораториях, стажировки на предприятиях меценатов — вовлеченных людей, сообщество которых будет патронировать учебный процесс.

Цель Центра образования Силы Сообществ — создать условия для появления новых третьяковых, мамонтовых, менделеевых, циолковских, рыбаковых — людей, способных аккумулировать большое количество ресурсов и менять мир. Построив собственную жизнь, эти люди, в свою очередь, смогут реинвестировать в социальные проекты, в развитие общества. Чтобы такие люди появлялись, реализовывались не по счастливой случайности, мы и планируем создать своего рода социально-культурный коллайдер, продуктивную многосредную обстановку, которая позволит ребятам с 8-го по 11-й класс обучаться и получать опыт погружения в мир реальных дел.
Школа не заканчивается после уроков. «Квартирник» для учеников 7–8 классов
Елена: Как вы познакомились с экосистемой Рыбаковых?
Алексей: Наша школа с самого начала участвовала во многих, если не во всех событиях и проектах Рыбаков Фонда — так мы постепенно пропитывались атмосферой экосистемы. Мы победили в первом кон- курсе фонда «ТОП-Школа» и получили грант на 700 тысяч рублей, инвестировав их в создание базы для нашей учебной фирмы: приобрели лазерные станки, современные ноутбуки. Позже я стал экспертом и затем членом наблюдательного совета Конкурса имени Льва Семеновича Выготского, принимал у себя в школе победите- лей конкурса. Мы вышли в финалисты конкурса Rybakov School Award, запустили эндаумент и теперь в рамках инициативы Legacy Endowment Services взаимодействуем и вдохновляем других. Я также вошел в наблюдательный совет Центра образования Силы Сообществ, где мои задачи — разработка концепции, удержание замысла. Впереди у нас много интересного.
Награждение за особые успехи в учебе по итогам акции «Дневник главы» для учащихся Гурьевского муниципального округа
Made on
Tilda