КОМПАНИЯ­УНИВЕРСИТЕТ
КАК КОГНИТИВНЫЙ
АГЕНТ БУДУЩЕГО

Текст Павла Быкова
Фото Алексея Панкратова и из архива Игоря Рыбакова
Корпорации, которые в ближайшие 10 лет не станут компаниями-университетами, исчезнут. Возможно, вы считаете, что это слишком сильное утверждение, что с вас хватит угрозы всеобщей замены сотрудников из плоти и крови ИИ-агентами.

Огорчу: если вы никак не соприкасались с компаниями-университетами, то ваше рабочее место в зоне риска — вне зависимости от того, насколько уверенно вы общаетесь с производными нейросетевых моделей. Давайте рассмотрим феномен компаний-университетов как реальную модель субъектов большого бизнеса.
Павел Быков
Исследователь
НОЦ «Производство 2050» Глобального университета Рыбакова



Хотите принять участие в сотворении нового мира, ключевой несущей конструкцией которого станут компании-университеты? Тогда вперед!
Те, кто игнорирует феномен компаний-университетов, совершают характерную ошибку: мыслят о будущем в терминах существующего. Если считать, что двигателем большой экономики
все еще выступает конкуренция, то, конечно, можно успокоить себя утверждением, что никто не может победить в конкурентной борьбе гигантов действующей экономики, тем более какие-то компании-университеты.
Но изменение будет происходить не в рамках существующего, а в рамках создания иного. Можно рассматривать компанию-университет как нечто изолированное и потому слабое, тогда как в действительности в ней кипит энергия нового мира, который вот-вот будет явлен. Кто способен эффективно противостоять энергии зарождения?!
Последний акт эпохи: компании, которые исчезнут, не поняв почему
Компании-университеты — это часть новой эпистемы, и в этом источник их силы. Эпистема — понятие, которое ввел французский философ Мишель Фуко, создатель теории «археологии знания». Эпистема — основные структуры, которые формируют базовые представления о мире в разные исторические эпохи. Сам Фуко выделял в Новом времени три эпистемы: ренессансная, классическая и современная.

Эпистема — это не набор знаний, а способы организации и классификации, которые определяют, какие знания вообще могут считаться допустимыми в рамках той или иной эпохи, кто и на основании каких процедур может заниматься производством и распространением знаний. Это то, что в широком смысле можно назвать парадигмой, но с акцентом на отношения власти и знания, на структуры контроля и институциональные рамки. Это не знание и не наука сами по себе — это способ, каким власть управляет обществом через знание, например через нормализацию тех или иных видов поведения на основе научных подходов в таких сферах, как биология, медицина, химия, психология, экономика, даже криминалистика и юриспруденция.

Грядущие десятилетия окажутся эпохой не борьбы и конкуренции, а незаметного, почти беззвучного перехода к иной реальности. Исчезновение бизнеса старой формации не будет сопровождаться громкими крахами или агрессивными поглощениями. Это будет скорее тихая эрозия: компании, которые не осознáют, что мир больше не подчиняется законам прошлого, растворятся в воздухе, как на выходе из Средневековья растворилась цеховая структура организации обучения ремесленников, производства и сбыта продукции.
ПРИВЫЧНАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНЦИИ — БИТВА ЗА ДОЛЮ РЫНКА, РЕСУРСЫ
И ВНИМАНИЕ — СТАНОВИТСЯ РУДИМЕНТАРНОЙ
Эта смена подчинена не революциям рынка или технологий как таковых, а гораздо более глубоким процессам когнитивной трансформации.

В этом новом мире компании, не ставшие университетами — теми, кто создает, воспроизводит знание и управляет им, – попросту перестанут существовать.

Привычная модель конкуренции — битва за долю рынка, ресурсы и внимание — становится рудиментарной. Корпорации, которые пытались «догонять» новаторов, следуя старым правилам, неизбежно терпели неудачу. Kodak, Nokia, Blockbuster исчезли не потому, что их кто-то целенаправленно уничтожил. Они исчезли потому, что игра пошла на другом поле, которое они не замечали. В грядущей когнитивной революции бизнес-агенты прошлого окажутся не просто неподготовленными, но неспособными в принципе адаптироваться к этой новой игре. Дело в том, что эта игра заключается не в конку- ренции за привычные ресурсы, а в радикальном пересмотре самой структуры реальности, в кото- рой эти ресурсы имеют значение.

Знание становится не просто фактором производства — чем дальше, тем глубже оно превращается в основу власти. И не в смысле контроля, как это было в эпоху фабрик, а в смысле способности определять, что вообще возможно, допустимо, нормально.

Агенты когнитивной трансформации — компании-университеты, которые примут участие в порождении новой эпистемы, – будут не просто участниками рынка, они станут архитекторами 27 новой реальности, создавая законы и принципы, по которым эта реальность будет существовать, они станут движущими силами мышления и созидания.
Код ТЕХНОНИКОЛЬ — код Физтеха
С чем суть феномена компании, способной превратить производство в лабораторию, сотрудников — в исследователей, а рынок — в образовательное пространство? В постоянном сопряжении практики и теории: делания, рефлексии и анализа, а затем опять делания. Именно так можно описать уникальный путь ТЕХНОНИКОЛЬ, чей успех заложен в когнитивном коде, унаследованном от Физтеха. Он выводит далеко за рамки привычных бизнес-процессов. По сути, это философия экспериментального взаимодействия и познания.

Физтех — это не только учебное заведение, но система, в которой академическая теоретичность встраивалась в жесткие рамки реальных задач. Студенты обучались в университетских аудиториях — и тут же включались в работу в базовых институтах, где «сухая теория» обретала материальность, а идеи проходили проверку в испытаниях. Создатели ТЕХНОНИКОЛЬ взяли этот код с собой, но вместо научно-исследовательских институтов вписали его в структуру производственного бизнеса.

Теперь представьте себе компанию, в которой объединены две противоположные, на первый взгляд, концепции: смелость, реализуемая через «здоровую наглость» и расчетливость, с одной стороны, и стремление к безграничному поиску, вере в разум и неизведанные горизонты, с другой... Это и есть ТЕХНОНИКОЛЬ — компания, созданная восемью выпускниками Физтеха: двумя основателями, Игорем Рыбаковым и Сергеем Колесниковым, и шестью их сподвижниками.

Но почему ТЕХНОНИКОЛЬ — это компания-университет? Потому что в ней реализованы принципы, заложенные в Физтех отцами-основателями. Выделим два таких базовых принципа — от Петра Капицы и Льва Ландау.
1
Принцип первый
В 1921 году Петр Капица приехал в Кембридж к знаменитому Резерфорду, но тот отказался зачислить молодого человека из Советской России в свою лабораторию, мотивируя это тем, что штат уже укомплектован.

Тогда Капица спросил:
– Какую максимальную погрешность
вы допускаете в исследованиях?
– Как обычно — около трех процентов.
– А сколько человек у вас в лаборатории?
– Тридцать.
– Взгляните, один человек составляет примерно три процента от тридцати.

Резерфорд рассмеялся и принял Капицу к себе в лабораторию в качестве «допустимой ошибки».

Петр Леонидович не «проглотил» отказ, не стал традиционно обвинять во всем обстоятельства, а просто открыл новую возможность, показав, что в мире, полном формальностей и ограничений, всегда можно найти шанс, если иметь достаточно смелости и креативности. Эти несколько коротких реплик — настоящий манифест, в котором скрывается весь дух не только научной смелости, но и живого, почти иррационального стремления нарушить установленные рамки.
Будущие совладельцы компании ТЕХНОНИКОЛЬ Игорь Рыбаков и Сергей Колесников в студенческие годы
ОШИБКА — ЭТО ЭЛЕМЕНТ, КОТОРЫЙ ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ НЕОБЪЯТНЫЕ ГОРИЗОНТЫ,
А СМЕЛОСТЬ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК — МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Компания-университет ТЕХНОНИКОЛЬ реализовывала этот принцип во всех своих крупных инвестиционно-производственных проектах, когда — вопреки всем правилам управления рисками — вторгалась в совершенно новые для себя сферы, такие как каменная вата или XPS (экструдированный пенополистрирол). И меньше чем за десять лет практически с нуля превратилась во второго в мире производителя теплоизоляции из каменной ваты.

Хорошо известен один из принципов Игоря Рыбакова: «Ошибайся лучше!» Ошибки всегда есть и будут, вопрос не в ошибках — вопрос в том, чтó мы делаем со своими ошибками, какие интерпретации порождаем. Ошибка — это элемент, который открывает новые необъятные горизонты, а смелость в интерпретации собственных ошибок — метод формирования новой реальности, в которой ошибка есть способ поиска.
1
Принцип ВТОРОЙ
Льву Ландау принадлежит знаменитое высказывание: «Может быть, величайшим триумфом человеческого гения является то, что чело- век может понять вещи, которые он уже не в силах вообразить».

Граница мысли — это не то место, где заканчиваются наши исследования, а, наоборот, место, где начинается новое понимание, где мы сталкиваемся с чем-то, что не можем представить себе в привычной нам картине мира. Эта вера в разум, вера в то, что даже если мы не способны пред- ставить себе следующее открытие, то оно все равно осуществимо, является фундаментом для бесконечного поиска.




Так, через два этих принципа — нестандартного подхода к ошибке и бесконечного поиска знаний, который всегда связан с изменением, — компания- университет становится не просто местом для создания продукта. Это фабрика знаний и власти, где каждый новый проект, каждый новый шаг в научных изысканиях меняет не только суть знаний, но и социальные отношения, формируя новую картину мира. И важно понять, что знание в этой новой системе не является нейтральным. Оно всегда включает в себя вопрос, кто будет контролировать будущее, а кто нет. В этом смысле компания-университет становится не просто местом для создания инноваций, но местом, где знание превращается в могущество, а могущество — в знание.
Всю историю ТЕХНОНИКОЛЬ буквально пронизывает следование данному принципу. Знание здесь является не продуктом, который нужно получить от кого-то в конечном виде, но процессом совместного научения и открытия неизведанного в ходе продуктивной деятельности. Стартовой точкой успеха становится отказ от желания действовать в соответствии с имеющимися знаниями и представлениями. Действовать из того, что ты думаешь, что знаешь, — значит заранее закабалять себя результатами предыдущего опыта, каким бы успешным он ни был. И тогда большого продвижения не будет — лишь минимальные и изнашивающие приращения к имеющемуся.

Найти тех, кто знает больше, и включить их в свою среду коллективного развития — без этого ни один прорывной проект ТЕХНОНИКОЛЬ не был бы реализован со столь впечатляющими результатами. Ведь изначально отцы-основатели компании не были ни кровельщиками, ни производителями каменной ваты, не знали ничего о выпуске стекольных или полиэфирных волокон и минеральных гранул.

Но все эти задачи были решены, потому что действие совершалось за пределами «воображения от достигнутого». Главное знание — это незнание!

Сочетание этих двух физтеховских начал — воли, пронизывающей стремление к реальному действию, и веры в безграничный разум, влеку- щей к постоянному поиску, — и сформировал в ТЕХНОНИКОЛЬ мощную культуру компании- университета, где новые подходы становятся нормой, где каждый участник, независимо от его статуса, учится не только от преподавателей, но и от других членов команды, а значит, от самой реальности инноваций.

Компания, в которой эти ценности становятся основой, действует как образовательная среда, где каждый шаг превращается в образовательный процесс, где каждый проект — это не бизнес-стратегия, а вызов старым моделям и стандартам.

В компании-университете поиск знаний не про- сто академическая цель, а социальный акт. Акт, который открывает новый слой реальности, перестраивает саму ткань общества, меняет его нормы и правила. И в конце концов эта компания становится примером того, как порождающая деятельность на основе веры в разум и смелости преображает не только бизнес, но и сами структуры знания, выходя за академические рамки. Ведь и сами академии наук, и строгие системы научных званий, рецензируемые журналы, научные рейтинги и тому подобное — это проявления эпистем Нового времени. И их основное назначение — классификация, структурирование и контроль когнитивной динамики социума. А мы уже живем в Новейшем времени, когда проявляется новая эпистема.
Площадка совместного эксперимента
Чем особенно интересен пример ТЕХНОНИКОЛЬ как компании-университета? Это пример производственной компании. Обычно, когда говорят о компаниях-университетах, апеллируют к опыту Apple, Google и IBM, кто-то вспомнит Spotify, IDEO и Atlassian, возможно, еще кого-то. Но это, как правило, будут компании, работающие в информационной отрасли в той или иной вариации.

ТЕХНОНИКОЛЬ, как промышленная компания, выделяется из этого ряда. В основе ее работы как компании-университета — взаимодействие с внешним миром: с поставщиками оборудования и сырья, с частными и корпоративными клиентами, с научными и образовательными учреждениями, а также с социально-образовательной средой, которая складывается вокруг ТН в последние десять лет.

ТЕХНОНИКОЛЬ не просто реагирует на внешние изменения — она формирует собственную среду: создает ее, обеспечивая себе и другим участникам среды устойчивость через постоянное обновление знаний и технологий. Например, это происходит через формирование и пестование такой мощной субкультуры, как «играющие инженеры» — эксперты, которые постоянно находятся в позиции «А что еще? А как еще?».

Если рассматривать ТЕХНОНИКОЛЬ в глобальном контексте, то обнаружатся интересные параллели с другими промышленными компаниями, которые также воплощают философию компании-университета. В качестве примеров можно привести 3M, Semco Partners, W. L. Gore & Associates — три очень разные компании, которые роднит трепетное отношение к свободному поиску и свободному созданию знания.
ОШИБКА — ЭТО ЭЛЕМЕНТ, КОТОРЫЙ ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ НЕОБЪЯТНЫЕ ГОРИЗОНТЫ,
А СМЕЛОСТЬ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК — МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
3M известна своей культурой исследований и креативности. Например, правило «15 процентов времени» позволяет сотрудникам тратить часть своего рабочего дня на исследовательские проекты. Продукты, такие как Post-it Notes, возникли не из строго управляемого процесса, а благодаря этой свободе.

Semco Partners разрушает традиционные представления о рабочем процессе, превращая компанию в платформу для экспериментов. Так, здесь каждый сотрудник может создавать свой собственный «учебный курс» для коллег, формируя уникальные проекты на базе реального производственного опыта. В 2016 году был даже открыт специальный Semco Style Institute, где люди учатся находить правильный способ применения в своих организациях принципов Semco и принципов холакратии (системы управления без властной иерархии) вообще. Сегодня институт работает более чем в 30 странах.

W. L. Gore & Associates, изобретатель Gore-Tex, демонстрирует, как плоская и неформальная структура управления, ориентированная на групповую динамику, может приносить пре- красные результаты в производственной сфере: при 12 тысячах сотрудников оборот компании составляет 4,5 млрд долларов. Процесс принятия решений и развитие продуктов происходят в командах, где главную роль играет не иерархия, а сотрудничество, инициатива и способность к быстрому реагированию на изменения — что напоминает структуру научных сообществ, где ключевая роль принадлежит обмену знаниями и совместной работе.
ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ТЕХНОНИКОЛЬ КАК КОМПАНИИ-УНИВЕРСИТЕТА
Менторство и передача знаний
Основатели ТН Игорь Рыбаков и Сергей Колесников становились наставниками для более молодых членов команды, передавая им не только практические знания, но и философию предпринимательства.
Сотрудничество и взаимоподдержка
Глубокое сотрудничество между членами команды, которое выходит за рамки стандартных деловых отношений и превращается в культуру взаимной поддержки, включая нередкие переходы из одного подразделения в другое, а также из отраслевых СБЕ (стратегические бизнес-единицы) в корпоративный центр и/или из Торговой Сети в производство и наоборот.
Циклическое самовоспроизводство
Каждый новый проект или стартап, основанный участниками команды, становится не только очередным источником дохода, но и порождает у членов команды новые знания и компетенции, которые могут быть использованы для запуска следующего проекта. Так порождается «петля победителя», когда каждый успех создает уверенность в следующем успехе.
Преемственность и длительное влияние
Общая история успеха, знания и капитал постоянно создают новые возможности для бизнеса, продолжая влиять на рынок через новые идеи и проекты.
Инновации через практику
Образование через реальный опыт; процесс обучения зачастую носит неформальный характер, но при этом невероятно эффективен.
Философия предпринимательства
Предпринимательство направлено не только на создание прибыли, но и на решение социальных, технологических и экологических проблем.
Сильная корпоративная субкультура «играющих инженеров»
«Играющие инженеры» — это эксперты, которые постоянно находятся в позиции «А что еще? А как еще?». Их фокус внимания и поиска — не защита уже сформированной экспертности, а ее постоянная переработка и актуализация.
Гибкость и креативность
Члены команды создали пространство для экспериментов и реализации самых смелых идей, что стало причиной быстрого успеха их проектов.
Международное влияние и глобальные амбиции
Развитие бизнеса с амбициями, которые уже на ран- нем этапе выходили за пределы национального рынка. Ориентация на передовой глобальный технологический и производственный опыт.
Экспериментальная платформа взаимодействий
Способность компании становиться площадкой для экспериментов не только внутри компании, но и в более широком социально-экономическом поле. ТЕХНОНИКОЛЬ не просто обучает сотрудников и формирует внутрикорпоративную культуру, но и становится платформой, где происходит взаимодействие с внешними партнерами — поставщиками, научными и образовательными учреждениями и даже с локальными сообществами.
Адаптация через порождение нового
Самой большой ошибкой было бы считать компанию-университет просто улучшенной версией традиционных корпораций: это совершенно новая форма существования коллективных субъектов развития, которые перестраивают понятия обучения, власти, знания и даже понятие самой компании. Как сказали бы пост- структуралисты, компании-университеты — это пространства, где разрушаются старые бинарные оппозиции: начальник — подчиненный, учитель — ученик, теория — практика, наука — бизнес, производственное — гуманитарное.

В таких организациях стираются границы между функциями, вместо этого появляются динамические, текучие роли. Например, сотрудник в компании не только выполняет задачи, но и становится носителем знания, творцом инноваций и даже преподавателем для своей команды, а производство и обучение происходят одновременно.
КОМПАНИИ­УНИВЕРСИТЕТЫ ДЕКОНСТРУИРУЮТ НЕ ТОЛЬКО ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ, НО И САМ ЯЗЫК, КОТОРЫМ ОПИСЫВАЕТСЯ РАБОТА, ЗНАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
Можно сказать, что компании-университеты деконструируют не только традиционные образовательные структуры, но и сам язык, которым описывается работа, знание и обучение. Они создают новые смыслы, которые лучше соответствуют их гибкой, нелинейной природе. Здесь образование перестает быть чем-то внешним, происходящим «до» или «вне» рабочего процесса. Вместо этого оно становится непрерывным и встроенным в повседневную деятельность. Это больше не «тренинг после работы», а процесс обучения в момент работы, где граница между «учебой» и «действием» исчезает и возникает единый поток деятельности.

В пределе компании-университеты трансформируют традиционные модели власти. Вместо строгой иерархии они вводят горизонтальные структуры, где власть распределяется через компетенцию, взаимное обучение и сотрудничество. Здесь сам акт управления становится формой взаимодействия, а не навязывания решений.
И главное: компании-университеты начинают транслировать свои методы и практики в окружающие социальные среды.
Made on
Tilda