Сила сообществ
«Конечно, очень помогает сила сообществ. Одна из суперсил директора по развитию — это всегда нетворкинг и партнеры. Ты можешь изучить кипу статей, прочитать кучу ресурсов, можешь сам поехать в страну и месяц там пожить, но все равно не увидишь всех деталей и тонкостей. Поэтому надо найти человека, который там живет и все тебе расскажет. Всегда кто-нибудь отыщется: старый друг, приятель, родственница бывшего мужа, подруга твоей сестры... Этот человек и расскажет всю подноготную про здравоохранение, про финансы, про дороги, про праздники, даже про метро. Когда я изучала рынок для «Календаря беременности», мне было важно, как у них все устроено в роддомах, клиниках, аптеках. У старого друга, живущего в данной стране несколько лет, я выяснила, сколько-что-где стоит, когда приходишь к врачу, что он может, а что не может прописать, что только по рецепту — что без рецепта, как работают больницы, врачи и страховые компании. Такие вещи никто с улицы тебе не расскажет, но если у тебя много разнообразных связей, сообществ, в которые ты входишь, ты всегда найдешь нужного человека. Выпускники Физтеха, например, это сообщество, распределенное по всему миру, и, как мы говорим, «где Физтех, там Физтех». У меня за семнадцать лет было столько учеников! Они работают по всему миру, в разных компаниях. И благодаря силе этого сообщества велика вероятность того, что тебе помогут найти ту или иную информацию и контакты полезных людей».