ГУМАННОСТЬ В НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: КАК РАСТИ НАШИМ ДЕТЯМ

Текст Елены Артемьевой
Фото из архивов Елены Юдиной,
Пааты Амонашвили и
фонда «Университет детства»

ГУМАННОСТЬ В НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: КАК РАСТИ НАШИМ ДЕТЯМ

Текст Елены Артемьевой
Фото из архивов Елены Юдиной,
Пааты Амонашвили и
фонда «Университет детства»
Кодовое слово сегодняшней жизни – неопределенность. Несмотря на очевидно грядущую смену цивилизационного кода, нам нужно растить детей. Необходимо думать о той парадигме образования, которая будет актуальна в ближайшем будущем. Что зреет в недрах педагогической науки, есть ли там новые идеи —
рассказывают Елена Юдина и Паата Амонашвили.
Елена Юдина
Кандидат психологических наук, Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН, Шанинка)
Соавтор программы Рыбаков Фонда «ПРОдетей»
ПРОДЕТЕЙ
Тренды эпохи
XXI век в связи с развитием компьютеров и интернета породил принципиально иную культуру, информационную среду, новые информационные и коммуникативные возможности. Но главная особенность этого века — неопределенность, считает Елена Юдина: «Неопределенность сейчас — часть жизни каждого человека, ее невозможно избежать. Такой непредсказуемости с и неуверенности в будущем в нашей жизни раньше не было. Планирование, одна из основных и привычных функций, вдруг становится недостижимой ценностью. Что произойдет в важных областях нашей жизни? Будет ли у нас работа через месяц? Эти вопросы структурируют весь жизненный уклад, взаимоотношения, особенно в семье. Если родители не уверены в собственном будущем по важным параметрам, это сильно отразится на ребенке, и, разумеется, не в лучшую сторону».

Исследования подтверждают, что неопределенность — мощнейший стрессогенный фактор для любого человека, адаптироваться к нему очень сложно. Именно высокая неопределенность, а не цифровой мир в наибольшей степени определяет уникальность XXI века по сравнению с предыдущими эпохами. Она повлечет за собой изменения в психологических подходах и глубоко затронет образование, прогнозирует Елена.

В какой мир сегодня приходит ребенок? Что здесь приготовлено для него, как он будет осваиваться и познавать этот мир? Что и как нам нужно делать, чтобы ребенок вырос активным, создающим членом общества? С какого этапа начинать воспитание и образование? Какими должны быть принципы воспитания?

Елена уверена, что, несмотря на изменение контекста существования, природа человека осталась прежней: «Мы мало что знаем о при- роде человека, хотя постоянно исследуем ее и до сих пор во многом опираемся на представления античных философов. Пока нет оснований думать, что природа современного ребенка изменилась. Однако совершенно очевидно, что изменились условия его жизни. Проблемы с не- определенностью, неуверенностью в завтрашнем дне, цифровые технологии, меняющиеся жизненные перспективы и социальные нормы — все это требует другого взгляда на мир и новых навыков. Это влияет на условия жизни взрослых и детей, но это не значит, что меняется сама при- рода ребенка. Дети по своей природе всё те же».
Две твердыни. Конфликт парадигм
Педагогический мир находится в противостоянии двух парадигм — традиционной и гуманной педагогики. Возможно, именно постоянство природы человека объясняет приверженность к традиционному, авторитарному подходу в воспитании, образовании: соблюдай правила, выполняй задания, делай так, как сказал взрослый, развивайся по установленной программе. Но с постепенным развитием гуманной педагогики все более востребованы и доступны становятся новые мысли, понимание, и — новые данные.

Гуманная педагогика помещает в фокус внимания ребенка как человека, его потребности, индивидуальные ступени взросления, его коммуникацию с самим собой и внешним миром, свободу выбора и безопасное ресурсное пространство, организованное взрослыми. И, конечно, любовь и уважение к ребенку как субъекту воспитания и человеку.

«Ограничения есть у всех, — говорит Елена. — Для ребенка их всегда создает взрослый. Доминирование взрослого — авторитарная система — до сих пор превалирует в большинстве стран. Потому что такие социальные структуры, как система образования, рождаются долго, в муках, и так же долго меняются. Но изменения происходят, пусть очень медленно, благодаря гуманитарному подходу, который признаёт, что ребенок — человек, уникальный как личность, и он отличается от взрослых. У него есть желания и право действовать так, как ему хочется в этот момент, опираясь на собственные возмож- ности, в ситуации безопасности и в рамках правил, созданных взрослыми. Чтобы обеспечить соблю- дение его прав, необходимо создать ему такую ситуацию, чтобы он мог развиваться. Это развитие самостоятельности, ответственности, инициативы в обстановке уважения, в условиях, обеспечиваю- щих эмоциональное благополучие ребенка. Такая философия образования начала формироваться еще в XIX веке, но образовательные системы раз- ных стран в большей степени развернулись к этим принципам во второй половине XX века».

На основе гуманистических идей вместе с идеями культурно-исторического подхода к образованию придумано много хороших образовательных программ. Одна из них, дошкольная программа «ПРОдетей», родилась в «Университете детства» по инициативе Рыбаков Фонда. Ее основные принципы кажутся вполне понятными современным родителям и педагогам.
Ребенок — человек. Homo sapiens, такой же, как взрослые. Но у него гораздо меньше опыта и он пока отличается от взрослых множеством физиологических и психологических особенностей. Ребенок общается с миром, с людьми, с самим собой, в процессе взросления усваивая информацию. Пока он совсем маленький, у нас есть возможность научить его быть самостоятельным, а у него — право с нашей помощью, но без авторитарного диктата познать этот мир и утвердиться в нем.

Уважение. Если мы понимаем, что ребенок — человек, то к нему необходимо и относиться как к человеку. У него есть выбор и своя точка зрения. Традиционные образование, педагогика, философия порой этого не предполагали и так не формулировали. Именно здесь проходит основной водораздел между современной педагогикой и традиционной системой образования. Программа «ПРОдетей» предлагает конкретные технологии. Один из важнейших принципов раз- вития с опорой на интерес ребенка — принцип свободного выбора в условиях, которые соз- дает взрослый. Именно взрослый обеспечивает выбор, с которым ребенок сможет справиться и который даст ему опыт самостоятельности.

Индивидуальное развитие. Мозг ребенка развивается непрерывно. Если создать ему условия развития по заданной программе, конкретно и поэтапно расписанным развивающим методикам, это даст ребенку определенные знания и навыки. Но у него не случится самого главного — его собственной субъектности. А ведь ребенок — человек именно потому, что в нем заложено стремление к собственному бытию, проживанию своей жизни.
ПОКА РЕБЕНОК СОВСЕМ МАЛЕНЬКИЙ, У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬ ЕГО БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ, А У НЕГО — ПРАВО С НАШЕЙ ПОМОЩЬЮ ПОЗНАТЬ ЭТОТ МИР И УТВЕРДИТЬСЯ В НЕМ
Значит, он должен уметь самостоятельно принимать решения. Эта способность всегда была актуальна, но сегодня, в обстоятельствах не- определенности и стресса, важна как никогда. Не просто адаптивность как характеристика вида Homo sapiens, но умение принимать собственные решения и нести за них ответственность в неизвестных, новых для него условиях — одна из самых важных способностей, которые мы можем развивать у современного ребенка. При этом у него должны присутствовать базовые ценности, убеждения и установки — доминирующие, важные для него, которые он не готов разменивать. Именно они обеспечивают внутреннюю уверенность в себе, когда ты чувствуешь, что правильно живешь. Одна из основных характеристик — уважение к себе и к другому. Оно формирует ядро личности, помогает жить, сохранять себя в быстро меняющемся мире.

Партнерские отношения с учетом возрастных возможностей ребенка. Самостоятельность крайне важна. Родители не всегда в состоянии посоветовать ребенку, в каком кружке заниматься, в какой вуз поступать, поскольку сами недостаточно ясно понимают, как устроен современный мир. И для разумных родителей единственно верный подход — развивать ребенка так, чтобы он мог быть субъектом, быть собой, сам выбирать пути в жизни. Это оптимальный способ научить его быть самостоятельным, при этом подстраховывая, пока он маленький.

В процессе взросления ребенка вы с ним оказываетесь по-прежнему в родительских, но уже и в дружеских, и в партнерских отношениях. Когда его и ваши возможности сравняются, вы не станете одинаковыми людьми, но партнерство обеспечит ребенку, уже повзрослевшему, надежный тыл. Это огромная ценность и для детей, и для родителей. Ребенок вернет вам эту поддержку со временем, поскольку это всегда взаимный, обоюдный процесс.
Возможна ли свобода без ответственности?
Однако как совместить свободу, возможность самовыражения и сосредоточенность на своих интересах с воспитанием ответственности? Как соединить игру с реальностью, интересные малышу и подростку занятия с понятиями необходимости и долга — качествами взрослого человека?

Давая ребенку свободу, вы обязательно договриваетесь с ним определенным образом: если ты сам выбрал делать что-то, это твое право, твоя свобода, но если уж выбрал, то, пожалуйста, заверши дело. Тебе понравилось выбирать? Правда, не доделал — ну ладно, в следующий раз обязательно доделаешь, я точно знаю, верю в тебя. И постепенно у ребенка возникает ответственность. В условиях свободы, без навязанного действия, на основе личного выбора любой ребенок постепенно начинает осознавать, что свобода сопряжена с ответственностью. Более того, ответственность не может возникнуть без свободно принятого решения. Иногда мы принимаем за ответственность послушание — ребенок как бы самостоятельно делает то, что мы ему сказали. Опыт показывает, что, если при этом не было свободного выбора самого ребенка, действие прекращается, как только мы пере- стаем его контролировать. А свободный выбор остается по-настоящему ответственным, пока он остается свободным. В условиях свободы у ребенка как раз и появляются ответственность, самостоятельность, инициатива. Важно пони- мать, что эти способности появляются далеко не в любых условиях. Плодотворная коммуникация между взрослым и ребенком может быть построена только на фоне эмоционального благополучия. Эмоциональное благополучие — ключевое условие для детей с любыми данными и темпераментом. При этом мы даем ребенку только те задания, которые он способен выполнить и которые ему интересны. Осознание ответственности, привычка к собственной инициативе и самостоятельности — это и есть взросление.
ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА ПОМЕЩАЕТ В ФОКУС ВНИМАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА, ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТУПЕНИ ВЗРОСЛЕНИЯ, КОММУНИКАЦИЮ С САМИМ СОБОй И ВНЕШНИМ МИРОМ, СВОБОДУ ВЫБОРА И БЕЗОПАСНОЕ РЕСУРСНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Главное, убеждена Елена, ребенку необходимо время на коммуникацию: «Именно ее нехватку трудно будет исправить потом. Недостаток общения ведет к одиночеству, неспособности, нежеланию и боязни общения, непониманию другого человека. Человек — существо социальное, со времен Аристотеля ничего в этом смысле не изменилось. Образование сообществ, пребывание в группе — один из самых сильных ресурсов в жизни и развитии человека. Когда нам начинают говорить, что дети не общаются, ссылаясь на детскую природу, это не соответствует действительности. Дети, как и все люди, склонны и любят общаться, хотя и в разной степени.

Взрослые сами, своими руками делают ребенка одиночкой, лишив его коммуникации. Нужно не «ломать» своих детей, а в обстановке безопасности давать им свободу, в том числе свободу общения».

Педагогика медленно, но меняется. Мы пока не знаем, в каком именно направлении и что нас там ждет нового. Елена Юдина настроена оптимистично: «Давайте учитывать философскую максиму: если про- исходит что-то, что нам не нравится, то обязательно существуют и те тренды, которые будут укреплять нашу позицию. Надо только уметь их использовать».
Паата Амонашвили
Доктор психологических наук
Президент Международного центра гуманной педагогики
Писатель, педагог
ПРОЛЮБОВЬ
Город Солнца
У Пааты Амонашвили в Грузии не просто много солнца. Там есть особый город Мзианети — Город Солнца. Развивающий центр, где каждое лето группы детей и родителей, среди которых и профессиональные учителя, проходят 9-дневное погружение в гуманную педагогику. Здесь своя конституция, все дети — граждане города, каждый получает паспорт и абсолютную свободу работать в учреждениях или просто ничего не делать все девять дней. Утром дети собираются в парламенте, решают насущные вопросы. Затем работают в учреждениях, получают вознаграждение в местной деревянной валюте — «дарах» (только она принимается в городе) и тратят дары в свое удовольствие либо покупают что-то родителям. А взрослые в это время ходят в школу и выполняют домашние задания.

Каждое лето около двух с половиной тысяч взрослых и детей вместе проходят восемь 9-дневных программ. Есть и много других обучающих мероприятий в течение года. Ученики, прошедшие обучение, для авторов метода становятся друзьями и у себя на местах реализуют идеи гуманного подхода. Это учителя либо люди, ведущие различные кружки, программы для младших детей и под- ростков. Есть и родители, желающие быть счастливыми в семье. Их усилиями центры гуманной педагогики уже есть в разных странах Европы и Америки, много их в российских регионах. Но Паата Амонашвили не ждет, что гуманная педагогика будет распространяться быстро: «Потому что сама ее идея — это не набор методов, как в некоторых других подходах, но мировоззрение, внутреннее состояние: оно либо есть, либо нет, и над его обретением нужно работать. А методы вторичны».

Профессионалом в гуманной педагогике может стать не каждый. Да и уместен ли здесь термин «профессионал» — или больше под- ходит старинное «учитель»? Ведь, по мнению Пааты, использовать гуманные методы может человек, настроенный на гуманное состояние, мировоззрение.
Правила гуманной педагогики Пааты Амонашвили
Настрой на принятие. «Есть гуманный настрой — и есть авторитарный, — рассказывает Паата. — Авторитарный настрой, более распространенный, зиждется в первую очередь на неприятии в уме. Неприятие означает осуждение: не должно происходить так, как про- исходит. По отношению к ребенку это сводится к следующему: он меня не слышит, а должен слышать; не соглашается, а должен соглашаться; не хочет чистить зубы, не откладывает гаджет 24 часа, а должен. Это осуждение — от неприятия в авторитарном настрое. Гуманный настрой начинается с принятия в уме: если ребенок от чего-то отказывается, на то есть причины. И лучше принять происходящее, найти причин- но-следственную связь. Когда мы таким образом меняем подход, сразу открывается, что у каждого ребенка есть внутренние психологические устремления, которые приводят его к отказу от разумного и склонности к неразумному. Эти силы очень легко распознать».

Ребенку хочется чувствовать себя взрослым, принимать решения. И он испытывает желание чувствовать себя свободным. В этом младшие граждане очень похожи на взрослых. Нам ведь не нравится, когда нас принуждают, не дают выбора, и мы хотим выйти из таких обстоятельств. То же самое испытывают все дети. Но чувство свободы не означает вседозволенность. Оно возникает, когда у ребенка есть несколько очевидных альтернатив и никто его не принуждает. Взрослость и свобода очень многое определяют в ребенке, и, настроившись на принятие, мы ищем, как создать среду, где он почувствует себя взрослым, свободным. Если это удается, дети оказываются очень мотивированными на все что угодно — разумное, конечно.

Благодарность. Авторитарный настрой предлагает скорее поиск выгоды — например, почему выгодно учиться, развивать таланты. А поиск выгоды напрягает. Авторитарно настроенный человек напряжен, потому что надо всех проконтролировать. Гуманный же настрой — благодарность в сердце. Это значит — сначала «спасибо, что ты есть». Не надо ничего специально делать, убежден Паата: «Здесь очень помогает краеугольная идея гуманного подхода: каждый ребенок — явление. Не одноразовое, по факту рождения, но каждый раз, представая перед нами, он — новое явление. Если вы каждого из своих четверых детей увидели по 10 раз в день — значит, у вас было 40 явлений за день. Адекватное отношение к явлению — порадоваться ему, поблагодарить, что оно есть, даже если приносит дискомфорт. Мы же не будем ругать ветер за то, что он дует в лицо, — лучше просто его принять, и настроение станет другим».

Необусловленная любовь. Авторитарный настрой транслирует любовь обусловленную: «здесь люблю — здесь не люблю». Вынуждает заслужить любовь, но не делает счастливым самого «обусловленно любящего». И мы стараемся именно в себе развивать необусловленную любовь. Это трудное дело на всю жизнь, еже- дневные старания и упражнения. Как чистить зубы и соблюдать гигиену тела — так же ежедневно молиться, читать что-то вдохновляющее, общаться с единомышленниками, как-то уравновешивать свой внутренний мир. «Я назвал бы это гигиеной души, — формулирует Паата. — Без ежедневного старания вряд ли можно сохранить гуманный настрой, тем более шагнуть в него из авторитарного мировоззрения. В большинстве случаев это связано с изменением качества личности. И каждый из нас, надо признать, готов менять всех абсолютно, кроме одного человека — себя самого, который уже хороший. А если кто-то начинает менять свои качества, он сразу сталкивается со многими трудностями. Это всегда усилие, иногда даже бывает больно».
Практика гуманной педагогики
А что на практике? Где родители, учителя, дети и где точка сборки? Какая она?

Начинаем с себя. Родители часто недовольны своими детьми. Ребенок вспыльчивый, он не хочет идти спать, не может расстаться с планшетом, не желает учиться, допишите здесь свой вариант... Давайте, предлагает Паата, подумаем вместе вот о чем: как проходит воспитание. Ребенок видит воспитательный образ — пример взрослого — и добавляет к нему свое эмоциональное восприятие. Проявленная отцом доброта впечатлит его, станет внутренним образом, который начнет культивироваться. Но то же самое про- исходит со вспыльчивостью и любым качеством, позитивным или негативным. Родители — первая ролевая модель для своих детей. Прорабатывая это, мы обретаем видение воспитательной цели. Не нравится вспыльчивость ребенка — мы в первую очередь искореняем ее в себе, ищем что-то альтернативное и затем демонстрируем. Вот в чем главное: увидеть воспитательную цель, потом понять, к чему идти.

Зачем мне это нужно? Из всех возможных вариантов ребенок выберет не самый полезный или правильный, но самый интересный. И если вы, следуя своей воспитательной цели, хотите получить от ребенка результат — учитесь убеждать, обсуждать, договариваться. Объяснить смысл действий, замотивировать, договориться — более перспективный способ воспитания и развития, чем просто заставлять делать что-то, потому что «так надо», уверен Паата: «По моей практике, в игровой свободной среде ребенок может научиться письму за ночь, если ему очень хочется подать заявку на грант для создания фильма. Или внимательно, с энтузиазмом считать и пересчитывать оплату и сдачу, работая в кафе официантом. Это примеры из летних курсов в нашем Мзианети. Дети видят смысл, понимают, зачем им это нужно. А если учительница говорит, что надо выписать букву «А» десять раз просто потому, что она так сказала, — объясните ребенку, какой смысл? Чувство взрослости и свободы — вот что может внезапно открыть смысл. Это не чудо, не единичный случай, не инсайт и не только на наших курсах — во множестве школ так бывает постоянно, потому что подход правильный».

Что взамен? Вредные привычки, непослушание, нежелательное поведение — вот то, с чем можно справиться, если выбрать правильный подход. Принцип простой — и в то же время очень сложный, считает Паата: «Ограничить, но тут же сделать интересное альтернативное предложение. Нет ничего хуже императива: это неадекватное предложение. Что предложить взамен? Время! Можно выделить в календаре на ребенка время, сколько можете — час в неделю или хотя бы десять минут. Это время занято общением со своими детьми. И относиться к этому как к самой важной деловой встрече. Так и должно быть».
КАЖДЫй РЕБЕНОК — НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ. АДЕКВАТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЯВЛЕНИЮ — ПОРАДОВАТЬСЯ ЕМУ, ПОБЛАГОДАРИТЬ, ЧТО ОНО ЕСТЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ ПРИНОСИТ ДИСКОМФОРТ
Идеальный вариант после ограничения — пред- ложить ребенку, чем вы сейчас займетесь вместе. Любые приключения, которые нравятся вашим детям, настольные игры, совместное чтение книг, совместное творчество. Совместные занятия и игры с родителями — самые заветные детские впечатления. Но это требует присоединения, включения родителей. И если вам отзывается идея совместного творчества, то большинство кружков — танцы, шахматы, что угодно — стоило бы организовать не только для детей, но и для детей с родителями.

На равных. В процессе воспитания важно быть на равных с ребенком, уверен Паата: «Не стоять в позе «я тебя сейчас научу, потому что я знаю, а ты ничего не знаешь, расскажу, как это делать, потом делай ты». Нет! Давай вместе учиться дальше! Нет предела учению. Сколько бы мы ни знали, какие бы навыки у нас ни были, нам всегда есть чему научиться. У тебя есть чему дальше учиться? Тогда будь и с сыном и дочерью честным: давай вместе идти дальше, давай вместе познавать. И это «вместе», «на равных» уже вдохновляет всех детей».

Атмосфера любви. Любовь очень нужна в раннем детстве, и чем дальше, тем больше. До шести- летнего возраста в ребенке очень многое продолжает развиваться, особенно мышление, эмоциональный мир, еще складывается речь. В атмосфере любви развитие состоится намного лучше, чем под обстрелом постоянных упреков.
И вероятность отдачи от ребенка очевидно повышается. Если сначала сказать: «Доченька, я тебя очень люблю, весь день по тебе скучал, давай обнимемся, но уже поздно, как насчет пойти спать?» — ребенок согласится охотнее, чем если вы отрежете: «Время идти спать!» А потом, позже, очень важно, найдет ли ребенок в школе любящего учителя.

Магия тонких настроек. Гуманный метод реально работает, но при соответствующем настрое. Если учитель с утра не позаботился о своем настрое и пришел в класс раздраженный, то вряд ли ему стоит ожидать гармоничных взаимоотношений с учениками. Но влюбленный, благодарный учитель, настроенный на понимание и принятие, уже мотивирует ребенка. Он заметит назревающий конфликт и вовремя предложит детям пожать руки или обняться всем вместе, увлечет ребят необычным вопросом или действием, превратит занятие в познавательную игру. Так учитель может нести в класс и в семью счастье — а может закладывать бомбу замедленного действия, когда, например, требует от родителей контроля за выполнением домашнего задания. Если же он позвонит родителям, чтобы рассказать, как их ребенок порадовал сегодня учителей или одноклассников, и незаметно даст рекомендацию, над чем с ним надо поработать дома, результат будет совершенно другим — эффективным и благодарным.

В пространстве применения метода гуманной педагогики проявляется желание ребенка учиться как признак, что он находится в благополучной, благоприятной среде. Но не только это важно — повышается уровень счастья учителя и родителей, их настрой меняется от автори- тарного к гуманному, люди становятся более счастливыми, гармоничными, уравновешенными, им просто лучше живется.

Кстати, методы гуманной педагогики Пааты Амонашвили изучают не только преподаватели, но и бизнесмены, они внедряют эти идеи в бизнес. Там действуют те же принципы: сначала объясниться с сотрудником в любви, потом поблагодарить, потом принять, что он что-то делает не так, а потом рассказать, как сделать лучше. «Все начинает происходить совершенно иначе», — улыбается Паата.
Внешнее через внутреннее. Пропустить через сердце
Стойкое убеждение Пааты Амонашвили: никакой гуманный метод не работает без соответствующего внутреннего состояния человека, который этот метод использует. Состояние можно, конечно, сымитировать, но при этом мы сразу получаем противоположность гуманному — авторитарный настрой. И если человек в авторитарном настрое использует гуманные методы, в итоге получается еще один способ заставить ребенка сделать что-либо хитростью, обманом, наказани- ями, но так, чтобы не сильно ранить его. Тогда это превращается в еще одну форму принуждения. Но как только мировоззрение человека меняется, обращаясь в сторону гуманного настроя, метод становится сверхэффективным.
Именно поэтому, считает Паата, методы и под- ходы гуманной педагогики не будут быстро захватывать мир: «Ибо гуманная педагогика не описывается сетевыми форматами и франшизами, она вообще ничуть не франшиза. Это скорее классика педагогической науки, в основном восточноевропейской. Более половины корифеев этой школы — из славянского мира: Макаренко, Сухомлинский, Корчак, даже Коменский. И психология, на которой гуманная традиция основывается, тоже зародилась из этого пространства. Так что в России, очевидно, эти корни есть и такой подход к воспитанию ребенка здесь органичен. Но все равно гуманная педагогика не тиражируется. Как только я описываю методы, чувствую, что тот, кто не в теме, даже прочитав описание, не сможет их повторить. Мы стараемся просто делиться опытом. И никуда не торопимся».
Made on
Tilda