ШКОЛЬНЫй
БЛОКБАСТЕР
«БОЛЬШАЯ ИГРА»

Текст Елены Артемьевой
Фото Алексея Панкратова и
из архива фонда «Университет детства»

ШКОЛЬНЫЙ БЛОКБАСТЕР
«БОЛЬШАЯ ИГРА»

Текст Елены Артемьевой
Фото Алексея Панкратова и
из архива фонда «Университет детства»
Конкурс имени Льва Выготского, изначально созданный Рыбаков Фондом для педагогов дошкольного образования, трансформировался в проект «Большая игра». Ежегодно игра собирает около тридцати тысяч участников, за девять лет к ней подключились свыше 150 тысяч русскоговорящих игроков из 56 стран. О том, как «Большая игра» устроена, о ее целях, динамике, результатах и перспективах рассказывает генеральный директор фонда «Университет детства» Елена Головачёва, которая в проекте
с 2020 года.
Елена Головачёва
Генеральный директор фонда «Университет детства»
«Большая игра» — уникальный кейс, построенный на основе ценностей, озвученных выдающимся советским психологом Львом Семеновичем Выготским. В центре ее — ребенок как субъект образовательного процесса, он включен в динамичный мир игры, где взаимодействует множество людей и ролей. Пройдя через мир игры, участники проявляются — открывают новые горизонты, ставят новые цели — и превращают школы и детские сады в открытый, живой творческий организм.

Сотворчество детей и педагогов, вовлечение партнеров-предпринимателей в консультирование и инвестиции в образовательные проекты рождает принципиально новую парадигму образования. В ней ребенок формируется в восприимчивую к быстрым изменениям активную творческую личность. Педагоги демонстрируют невероятные таланты, трансформируют свою социальную роль и воплощают в жизнь неординарные идеи. Родители и партнеры-предприниматели осознают ценность образования как базовой настройки социума и включаются в развитие образовательных процессов.

Игра решает множество задач: построение единого педагогического сообщества, создание школьных сообществ, предоставление педагогам возможности проявиться, раскрыть свой потенциал. Мы стараемся показать им, что мир шире, горизонт дальше, что они уникальные люди и могут больше. Исследование, которое фонд «Университет детства» проводил летом 2024 года совместно с ВШЭ и Рыбаков Фондом, показало, что после участия в «Большой игре» статус педагогов серьезно вырос в их собственных глазах и количество тех, кто планировал уйти из профессии из-за усталости, выгорания, снижения интереса, снизилось вдвое — с 21 до 11 процентов. Кроме того, вырос их доход: благодаря тому, что они стали делать что-то новое, оказалось, что даже небольшие региональные проекты и мероприятия могут приносить дополнительный заработок.
Суть игры
«Большая игра имени Льва Выготского» доступна участникам из любой страны мира, говорящим на русском языке: индивидуальным игрокам и командам, сотрудникам и учащимся любых школ, детских садов, колледжей и других образовательных организаций, работающих с детьми до 18 лет. Могут играть родители, интересующиеся образованием в целом или пытающиеся выстроить образовательный маршрут своего ребенка, выпускники, местные жители, партнеры — предприниматели, социальные деятели, лидеры сообществ. Игра открыта и для студентов, чьи специальности связаны с образованием.

В игре два трека, лидерский и командный. Первый рассчитан на индивидуальное участие, на проявление лидерских качеств, потенциала и компетенций каждого педагога, родителя, студента. Задания оцениваются мастерами, которые для этого проходят специальное обучение. Критерии оценки разрабатываются совместно с профессиональным сообществом педагогов, авторами педагогических практик и методик.

В командном треке участвуют команды образовательных учреждений. Команда может вступить в игру, только когда в ней представлены обязательные роли: педагог, ученик, родитель, выпускник, представитель администрации и партнер. Критерии победы для десяти команд-финалистов: как пройдено каждое задание, сколько привлечено участников, степень участия в заданиях их локального образовательного сообщества. Для трех победителей на финальном этапе — соответствие концепции «Школа — центр социума», масштабируемость проекта, включенность всех ролевых игроков в его разработку и реализацию. По результатам защиты командных проектов победителей выбирает комиссия из представителей образовательных организаций, бизнеса, амбассадоров Рыбаков Фонда — медийных личностей, психологов, лидеров общественного мнения.

Командный и лидерский треки работают синхронно, не пересекаясь, но человек может одновременно играть за себя и в лидерском треке как педагог, и в командном треке со своей школой. В рамках полученных грантов победители реализуют разные, зачастую весьма неожиданные проекты. В одном из прошлых сезонов третье место занял проект по популяризации спонтанного детского творчества через передвижные выставки школы «НИКА» из Москвы. Проект развивается, обрастает новыми идеями. Выставки будут путешествовать по регионам, их будут дополнять работами местных ребят, обучать педагогов. Проект, выигравший грант на реализации в Москве, становится всероссийским и начинает жить собственной жизнью.
В командном треке 10 финалистов. Один из призов — визит этих команд в Москву, на кейс-чемпионат. Это четырехдневный интенсив, где решаются разные образовательные задачи — в зависимости от сезона, от актуальных запросов повестки образования, сообществ в целом. Так происходит внутренняя сонастройка. Рыбаков Фонд полностью оплачивает поездку — проезд, проживание, участие в мероприятиях, — поэтому она считается коллективным призом. А три команды из них получают гранты на воплощение своих идей: 1,5 млн, 1 млн и 500 тыс. рублей за первое, второе и третье место соответственно. Главное условие: целевые средства направляются на реализацию проектов в рамках концепции «Школа — центр социума».

Навыки коммуникации, организации, взаимодействия с партнерами, решения конфликтов проявляются в событиях игры. Когда участники проходят этот путь, мы каждый раз слышим: «Давайте что-то делать дальше! Мы больше не можем жить по-другому! Раньше были отдельно друг от друга, а теперь такое счастье — быть в созвучии, в совместности, в сотворчестве, что появляется по ходу игры!» И рождается новая история школы. Мы приглашаем игроков в Ассоциацию школьных сообществ, где объединяются образовательные учреждения, прикоснувшиеся к игре, – это площадка для взаимодействия, обмена опытом, поездок друг к другу в гости, где можно перенять и внедрить у себя инновационные практики и прочие блага. Ассоциация тоже родилась благодаря игре.
«Большая игра» и Лев Выготский
Исторически работа фонда «Университет детства» строилась с экспертами дошкольной сферы — популяризаторами теории Льва Семеновича Выготского, и мы являемся приверженцами этой теории. Она — о развитии через творчество, инициативу, игру, коммуникацию с внешним и со взрослым миром. Идея образования по Выготскому возникла у сооснователя Рыбаков Фонда Екатерины Рыбаковой. Она, как мама четверых детей, изучала подходы в сфере дошкольного образования, выбирала самые ценные. Вокруг идеи собрались соратники. Так, в сотворчестве, рождалась «Большая игра».

Изначально конкурс был задуман для педагогов дошкольного образования — они представляли проекты, которые воплощали в детских садах со сво- ими воспитанниками. Наши эксперты отсматривали заявки на соответствие идеям Льва Выготского. Критерием служили интересы ребенка, а не придуманные педагогом цели и задачи в виде алгоритмов, переданных детям на выполнение. Наш подход в этом смысле был и остается уникальным.

С первого сезона и каждый год мы делимся с нашими мастерами итогами и результатами, получаем обратную связь. Они — эксперты, находятся в педагогическом поле и точно понимают, чтó там сейчас звучит и чтó надо бы усилить. С их помощью мы корректируем направление.

В каждый сезон мы закладываем разные истории. Ежегодно в обоих треках игры абсолютно разные задания. Мы берем их не с потолка — анализируем предыдущий сезон: как выполнялись задания, что получилось, а что нет.
«БОЛЬШАЯ ИГРА» — КЛАССНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ ПАРТНЕРОВ, ПАТРОНОВ, МЕЦЕНАТОВ ПРОЯВИТЬСЯ В РАЗНЫХ РОЛЯХ
Так, в последние два года мы зафиксировали, что в дошкольной и школьной сфере остро звучит тема конфликта, неумения договариваться. Педагог считает, что он главный, имеет право влиять и давать рекомендации родителям. Родитель уверен, что сам все знает, это его ребенок. Ученик, ребенок может качественно манипулировать обеими сторонами. Историю с конфликтом мы пока не решили, но два сезона подряд составляем задания, где участники погружаются в эту насущную тему, пытаются найти решение. Пока мы не научимся разговаривать и договариваться, будем замирать в развитии, в коммуникации.

В командном треке наблюдаем тот же аспект: когда административные подходы не дают проявляться ученикам, подавляют активное педагогическое сообщество, ученики не чувствуют сопричастность к школе и происходящему в ней. Это как будто делается для них, но без них, без их участия. А мы меняем подход на «ничего для нас без нас», чтобы процессы рождались в со-действии.
В прошлом году мы внесли в критерии оценки уверенность педагога, что он может строить развивающий диалог с ребенком. По факту оказалось, что не каждый педагог отличает простой диалог от развивающего. Соответственно, в течение года мы даем материалы, которые прокачают этот навык у педагога, учитываем в оценке, наблюдаем результат. Раньше было 20 процентов выполнения этого задания, теперь 45.

Каждый конкурс несет образовательную нагрузку, участники растут в профессиональном плане, знакомятся с новыми практиками. Уже самый первый конкурс имени Льва Выготского девять лет назад дал нам фундамент из ярких проявленных людей — Виктории Куршовой, Надежды Куликовой, Александры Корнийчук.

Теперь это лидеры сообщества «Университет детства», амбассадоры, в разное время входившие в совет сообщества, авторы всероссийских образовательных проектов. Это «звездные плеяды» первого сезона. За девять лет игра менялась, требовала развития, мы искали новые форматы. Встала задача проявления лидеров в образовании, возник запрос на тех, кто сможет влиять на окружение, заряжать его, менять, делиться своим опытом. Чтобы формировать вокруг себя сообщество людей, близких по духу и ценностям, мы используем в лидерском треке входной тест на соответствие ценностям Льва Семеновича. Участникам, которые не смогли пройти тест, даем еще один шанс — предлагаем ознакомиться с трудами Выготского и его последователей и попытать счастья во второй раз. Если ты не прошел тест дважды, то в этом сезоне сыграть не получится, но можно попробовать в следующем.
Конструктивные пассионарии в Летней школе
Летняя школа — уникальный формат общения победителей лидерского трека «Большой игры». Мы можем придумывать и разрабатывать разные проекты, которые потом живут много лет и масштабируются. А можем делать практики для повышения проявленности. Вариантов — бесконечность. И если команды после участия в игре уже не могут жить без нее и хотят играть дальше, то у победителей лидерского трека после Летней школы происходит полная трансформация сознания. Сто человек знакомятся друг с другом очно и понимают, что они не одни. Часто инициативные педагоги, которые используют неординарные подходы и хотят привнести в образование что-то уникальное, выглядят «белыми воронами» на фоне рабочего коллектива, где все под копирку выполняют образовательные задачи. И вот такие пассионарные люди встречаются с единомышленниками!

В Летней школе возникает дружба и происходят просто космические коллаборации. Здесь зародилось невероятное количество проектов, ставших всероссийскими. «Игра 4 Д» появилась на первой Летней школе и попала в топ-100 лучших мировых инноваций HundrED Global Collection, где 400 международных экспертов оценивают более 5 тысяч разных проектов со всего мира. На Летней школе рождается множество региональных проектов, которые воплощают на местах наши лидеры, и у каждого проекта есть потенциал тиражируемости на другие регионы. Так сотня педагогов — победителей игры начинает делиться полученным опытом и запускает «круги по воде» на всю Россию.

Мы даем разные форматы организации и проведения мероприятий, профессиональные мастер-классы по разнообразным практикам. Программа «ПРОдетей», по которой работает RYBAKOV PLAYSCHOOL, тоже разработана нашими авторами. Мы знакомим участников Летней школы с авторами практик, они рассказывают, как внедрить их разработки, сохраняя смысл, актуальность и содержание. Приглашаем в Школу медийных личностей для моти- вации и поддержки наших участников. Лидеры общественного мнения искренне восхищаются педагогами, что повышает статус профессии в их собственных глазах. В интервью они часто довери- тельно говорят: «Никогда не думала, что я в профессии, которой можно настолько восхищаться!» Это придает сил и уверенности, открывает новые возможности. Особенно сейчас, когда подключились наши предприниматели, партнеры Летней школы, и она превратилась в полноценный слет «Силы Cообществ» — присоединиться к участию могут все представители экосистемы: сообщество «PRO Женщин», X10 Движение, выпуск- ники «ЯРДа», все-все. И когда эти люди, достигшие колоссальных результатов в своем деле, говорят педагогам: «Какие вы крутые и талантливые!», происходят удивительные вещи.
На кейс-чемпионате для команд патрон «Большой игры» выпускница «ЯРДа» Анна Курбатова прониклась историей команды Белгородского детского сада, не вошедшей в тройку победителей, и решила перечислить 500 тыс. рублей на реализацию их проекта. К ней при- соединился другой выпускник «ЯРДа» Сергей Марченко. На последней Летней школе Ирина Василенко, меценат и патрон «Большой игры», случайно в кулуарном диалоге узнала о проекте школьного библиотекаря и выделила 500 тыс. рублей на его воплощение. Сейчас Ирина, Анна и Сергей включены в коллаборацию со своими подопечными, наблюдают за развитием проектов, помогают советами. Неравнодушие и вовлеченность людей такого масштаба ценны для детей и педагогов, серьезно воздействуют на изменения в образовании. Это важная возможность для бизнеса влиять здесь и сейчас на мир с помощью самой мощной силы — образования.
Цепочка позитивных изменений
Игра за девять сезонов эволюционировала, но сохраняет изначальные ценности и уникальность среди конкурсов и проектов в сфере образования, поскольку дает педагогам проявиться в разных ипостасях. Изменилось многое: одно дело, когда ты подаешь реализованный проект, как в первом сезоне, и совсем другое — когда проходишь целый квест из разных заданий, где тебе надо не просто рассказать о проекте, но сделать немало других вещей. Когда у тебя принципиально другой масштаб задачи, ты мыслишь уже на уровне не своего локального проекта, а на государственном. Начинаешь думать, какова здесь твоя миссия. Это размышление не о том, что бы ты сделал, имея ресурс, а что ты конкретно можешь сделать сейчас, что уже делаешь. Это самое простое теоретическое задание. Много задач по взаимодействию с партнерами. Когда мы внедрили этот блок, у педагогов и партнеров был слом шаблонов: «В смысле? Я педагог детского сада! Какой партнер? Зачем он нужен?»

Потом они проходят задания игры. Для этого мы делимся алгоритмами и фор- матами — например, круги, которые в нашей экосистеме качественно себя зарекомендовали. Есть правило: обязательно приглашать в свой круг как минимум одного партнера и одного родителя. Чем больше, тем лучше. После круга складываются разные сюжеты, люди находят друг друга. На одном круге встретились два партнера из разных бизнесов — и прямо в детском саду совершилась крупная сделка. Участники таких процессов начинают оценивать всё по-другому. Партнер, приходящий в детский сад, как правило, чей-то родитель. Но затем он смотрит на педагогов уже как человек, в чьих силах способствовать улучшениям в образовании — хотя бы там, где учится его ребенок. Люди становятся интересны друг другу: у педагога есть классная идея, у партнера — финансы на ее реализацию. Потом они проводят мероприятия уже регионального уровня. Сейчас в нашем сообществе нет человека, который заявлял бы: «Зачем мне партнер?» Педагоги и патроны поняли актуальность сотрудничества, работы в формате сообщества, и сейчас в детсадах и школах уже целые списки партнеров.

Наши педагоги удивительно талантливые, они все уникальные, и каждый достигает чего-то своего: кто-то реализует всероссийские проекты, а кто-то создал кампус у себя в регионе и проводит космическое количество курсов, став учителем для большого числа педагогов. Президент сообщества «Университета детства» Юля Трухлова выиграла конкурс второго сезона и поездку на Летнюю школу. Была обычным психологом в детском саду, а сейчас — президент стотысячного сообщества, поскольку проявилась как активный лидер, всегда звучала, что-то организовывала. Когда назрел вопрос о выдвижении ответственного за это направление, мы не сговариваясь назвали Юлю. В каждом сезоне загораются такие звезды. Есть, конечно, и те, кто уехал и пропал, но их немного.
Так рождаются команды и совместные проекты
Еще ценность в том, что все участники продолжают общение, становятся друг другу поддержкой и опорой, ездят в гости, даже дружат семьями. Когда у девушки из Питера освободилось место в детском саду, она пригласила подругу-педагога с Алтая, с которой познакомилась на Летней школе, и та переехала с семьей. А они не политические деятели, бизнесмены или инженеры, у которых такие перемещения в порядке вещей, – они педагоги детского сада! Людмила Вайс, выпускница одной из первых Летних школ, тоже жила на Алтае, где организовала кампус с большой командой лидеров региональных школ. Когда ей стало мало масштаба, она уехала на Камчатку и создала там уникальную экосистему «Университета детства», построила кампус, подалась в стендап, сейчас параллельно работает психологом, и также в детском саду. Несколько человек были приглашены на год по кон- тракту на Сахалин, чтобы выстроить работу сообщества по новым программам, которые они интегрировали в детские сады. Никому, кроме наших лидеров, эту работу доверить не захотели. Таких событий у нас очень много.

Изменения затрагивают не только педагогов, но и детей, их родителей, сами образовательные учреждения, а также многих людей вокруг. Вот лишь несколько примеров. Во время игры коллектив школы хутора Малая Каменка задумался о реорганизации школьной рекреации. Благодаря активности в соцсети в течение игры, их заметил партнер — единственная большая компания вблизи хутора АО «Каменскволокно», с которой через три месяца школа вышла на новую форму сотрудничества: стипендии для отличников и хорошистов. Школа-интернат в селе Большая Уча Можгинского района Удмуртии также проявила активность в соцсетях, ее заметил партнер «Россельхозбанк», предложил площадку для выставки ученических работ, сейчас площадка действует постоянно и работы детей покупают, в том числе сотрудники банка. Сотрудники школы, которые раньше не верили в партнерство, кроме социального, и боялись рассказывать о себе, теперь смотрят на все идеи совершенно иначе. Команда активистов выросла в четыре раза, организован свой театр, найден спонсор создания костюмов, а в прошлом году школа провела первую в своей истории встречу выпускников! Средняя школа No 145 Калининского района Санкт-Петербурга страдала от недостаточного финансирования, разобщенности, отсутствия интереса учеников к школьной жизни. В процессе игры сформировалась большая крепкая команда из родителей, детей, активных учителей, которая сейчас принимает участие в других конкурсах. Детский сад No 2 села Дебёсы Дебёсского района Удмуртской Республики задумал и реализовал проект «ДеТвоРа» (Детство, Творчество, Развитие). Выполняя задание игры по поиску партнеров и единомышленников, команда при- гласила заместителя главы района по социальным вопросам, специалиста по дошкольному образованию, директора политехникума, предпринимателей, специалиста из муниципального поселения и других интересных людей. Все приглашенные пришли, поддержали идеи, и сейчас проект запущен в работу, идет активное сотрудничество. Участники игровой команды вместе с родителями подготовили площадку для сцены на территории детского сада, предприниматели выделили строительные материалы, студенты и преподаватели занялись возведением данного объекта.
Предвосхищая будущее
В сентябре прошлого года мы собрали лидеров экосистемы Рыбаков Фонда на обстоятельный разговор о том, что мы не единоличные собственники «Большой игры» и хотели бы учесть интересы всей экосистемы, быть полезны для проявления лидеров среди педагогов, студентов, учеников. Ведь у нас в экосистеме множество разных образовательных направлений: и ШИР МФТИ, и школы одаренных детей, и школы-интернаты, и много чего еще. Это — аудитория «Большой игры» наряду с предпринимателями и бизнесом. Мы обсуждаем повестку, которая звучит в экосистеме и которую важно отразить в игре, а потом идем составлять задания — садимся и креативим, разрабатываем, пишем.
«БОЛЬШАЯ ИГРА» — ЭТО СТАРТ, ТОЧКА ОТСЧЕТА, ГДЕ МЫ ПОКАЗЫВАЕМ, ЧТО И КАК МОЖЕТ БЫТЬ, КОГДА ЕСТЬ ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ, СООБЩЕСТВО, ВКЛЮЧЕННОСТЬ ВСЕХ РОЛЕЙ
Мы в экосистеме много говорим о том, как важно, чтобы у школ и детских садов появлялись патроны, вовлекалось как можно больше неравнодушных людей, частные средства вкладывались в развитие образования. «Большая игра» — классная возможность для партнеров, патронов, меценатов проявиться в разных ролях. В этом году предусмотрен их заход в игру. Тот, кто занимается бизнесом и хочет вернуться в свою школу, замотивировать ее играть, может выступить патроном или игроком, ролевой моделью или «продвинутым» выпускником. Очень ценно, когда у достигшего жизненных успехов выпускника есть желание и возможность поговорить с нынешними учениками своей школы. Такие «внешние» участники через игру начнут возвращаться в свои школы с благодарностью за то, что им дали в детстве, и попробуют таким образом вложиться в развитие школ, в будущее образования. Это меценатство и преемственность одновременно.
Десятый сезон точно станет особенным. Надеемся, к этому времени у нас появятся новые патроны и меценаты «Большой игры» и мы сможем вовлечь еще больше школ, детских садов, образовательных учреждений. Все ради того, чтобы больше педагогов стали творческими, счастливыми и больше детей ходили бы в детский сад и в школу с радостью. И вырастали бы в успешных, ярких, проявленных взрослых.

«Большая игра» — это старт, точка отсчета, где мы показываем, что и как может быть, когда есть единомышленники, сообщество, включенность всех ролей. Если ты идешь в игру ради самой игры или приза — ничего не произойдет. А когда ты прошел внутреннюю транс- формацию, установил коммуникацию со своим сообществом, искренне прочувствовал, прожил игру, тогда появляется запрос на изменения. Школы, детские сады начинают искать таких же, как они.

Идет обмен опытом, возникают новые знакомства, происходят коллаборации, зарождаются новые тренды и смыслы. Все это воплощается в силу сообществ, способную влиять на изменения в сфере образования в значимых масштабах. Меняются подходы, затем форматы мероприятий — то, ради чего вообще происходит игра. Ведь наша главная цель — чтобы школа стала открытым пространством для всех, площадкой для общения и совместных дел, чтобы туда каждый мог прийти и быть полезным, интересным, имел возможность что-то придумывать, совершать, реализовывать.

В «Большой игре» проигравших нет — каждый выигрывает от того, что он в игре. Верьте в себя, потому что только для тех, кто проявляется, мир становится больше.
Made on
Tilda