ЗОЛОТОЙ ВЕК МЕЦЕНАТСТВА
В РОССИИ

Текст Эльвиры Лацис
Иллюстрации из открытых источников

ЗОЛОТОЙ ВЕК МЕЦЕНАТСТВА
В РОССИИ

Текст Эльвиры Лацис
Иллюстрации из открытых источников
В последней четверти XIX — начале XX века Российская империя переживала период бурного экономического развития. Волна обновления, просвещения, свободы затронула умы и сердца. Этот сравнительно небольшой по историческим меркам этап исследователи называют золотым веком российского меценатства. В летописи мировой филантропии появились одни из наиболее ярких страниц, отражающих массовую решимость достойных граждан страны служить обществу и делать это бескорыстно.

Процветание России, о котором привыкли говорить как о желаемой цели, напрямую связано с новой волной меценатства, частной инициативы предпринимателей в образовании, науке, технологии, культуре. И скорость развития страны зависит от того, насколько мощную волну мы сейчас сможем поднять. Пример здесь подают участники RYBAKOV LIST.

Присоединяйтесь к новому золотому веку!
Каждый человек, став дарителем, получает доступ к величию.
Меценат — это «пятый элемент», без которого ничего не происходит.
Игорь Рыбаков
Б. Кустодиев «Портрет Ф. И. Шаляпина», 1922 год
Исконное человеколюбие
На стыке XIX–XX веков в России произошел невиданный подъем благотворительности и меценатства. Не будет преувеличением сказать, что многочисленность, активность, вклад российских меценатов в развитие страны и общества в ту пору, пожалуй, перекрывают по масштабу и значимости наиболее яркие предшествующие периоды мирового меценатства — время правления императора Октавиана Августа и эпоху Возрождения.

Что же такого уникального было в этом явлении? Ведь очевидно, что меценатство как возможность поддерживать деятелей культуры и искусства, даже будучи феноменом более специфичным и системным, чем просто благотворительность, было и есть всегда.

Жажда деятельного служения своей земле встроена в русский культурный код, а человеколюбие (филантропия) — неотъемлемая часть русской духовности. Образцы щедрой благотворительности традиционно являли русские князья и члены их семейств, жертвовавшие деньги на «богоугодные заведения». Филантропией и меценатством с разной степенью активности занималась и высшая знать, в основном через коллекционирование произведений искусства и финансовую поддержку их создателей. На протяжении веков культурными центрами в России были монастыри, где хранились редкие книги, иконы, ювелирные изделия, они же занимались окормлением нуждающихся. Но все эти примеры благодеяний со стороны правящих элит и церкви еще никак нельзя было назвать эпохой меценатства.

Феномен меценатства проявился в России, когда покровительство искусству, культуре, различным социальным институтам перестало быть делом преимущественно государства и церкви и в благотворительность включилось большое число частных лиц. Произошел беспрецедентный расцвет «неказенного» меценатства, как в форме персонального участия, так и посредством образования огромного количества «коллективных меценатов» — земских и прочих благотворительных обществ, патронируемых частными лицами. В филантропическую активность в это время вовлеклись почти все сословия: дворянство, духовенство, купечество, буржуазия, интеллигенция, земские сообщества, мещанство и даже зажиточное крестьянство.

Все «содействовало ко благу» высокого меценатства: и реформы в экономике, послужившие стимулом бурного развития предпринимательства, и отмена крепостного права, и ослабление цензуры. Были приняты нормативно-правовые акты об особой системе налогообложения, введены разного рода поощрения за участие в благотворительности. Для финансирования приютов, учебных заведений, богаделен создавались общественные банки. Трудовое законодательство России было самым передовым в мире с прописанными в нем в качестве необходимых мер модернизацией производства, коротким рабочим днем, отдельными нормами для женского и детского труда, церковными и светскими праздниками. Женщины Российской империи не имели ограничений в праве заниматься предпринимательством.

Это было время распространения гуманистических идей, имеющих много общего с теми, что вышли на первый план в эпоху Возрождения, проявления высочайшего уровня альтруизма, приоритета общественной пользы, активности гражданского общества, торжества разума и просвещения. В условиях стремительных социальных и экономических изменений меценатство стало не только способом поддержки образования, но и важным инструментом формирования общественного сознания и культурной идентичности.
Непревзойденный размах
К началу XX века в России насчитывалось 14 854 благотворительных учреждения, из них 7349 благотворительных обществ и 7 505 благотворительных заведений. Две трети денег, пожертвованных на благотворительность в разных сферах, были частными.
Две твердыни. Конфликт парадигм
Каким обычно видится «среднестатистический» портрет российского мецената XIX — начала XX века? Это весьма обеспеченный человек, страстный любитель и нередко тонкий знаток искусства, не жалеющий денег на покупку картин или содержание вечно нуждающегося в средствах таланта. Еще один из образов богатого благотворителя: статный купец в шубе до пят, каким на знаменитом кустодиевском полотне предстает Фёдор Шаляпин. Кстати, великому басу принадлежат слова: «Объездив почти весь мир, должен сказать, что такого размаха благотворительности [как в России] нигде не видел». А ведь описывая личные наблюдения, Шаляпин, скорее всего, не подозревал, что говорил о настоящем социокультурном феномене, частью которого были не только деяния меценатов, но и они сами: современники великого певца не только меняли страну, но стремительно менялись и сами.

Во 2-й половине XIX столетия расширяются границы традиционных сословных рамок, происходит расслоение купечества и из его среды выделяются люди новой формации — крупная буржуазия, фабриканты, банкиры; часть переходит из купеческого сословия в разряд государственных служащих высшего ранга, деятелей науки, искусства, образования. Некоторые получают дворянство. Образ малообразованного купца-торговца уходит в прошлое. Через участие в благотворительности представители «третьего сословия» стремились к большему проявлению и влиянию: жертвовали деньги не только вовне, но и развивались сами, проявляя искреннее стремление к вершинам образования и культуры. Для них стало очевидным, что только широкое распространение и высокий уровень образования и культуры могут быть залогом благополучия общества и развития страны.
Желание вернуть обществу, людям, давшим им возможность достичь финансовых высот, часть полученных благ
В большинстве своем меценаты обладали значительным капиталом не благодаря аристократическому происхождению или полученному наследству, но упорному труду, предпринимательскому таланту, твердому характеру. О «поборниках непоказного рыцарства» замечательно сказал Александр Куприн: «Честь, подвиг, любовь к родине, уважение к своей и чужой личности были для них естественны, как зрение и слух». Известны случаи, когда, движимые горячей идеей принести пользу обществу, меценаты брали кредиты или даже отдавали все свои сбережения на благотворительность, приняв решение отказаться от личной роскоши и провести жизнь в скромности и безвестности.

В одном из своих писем выдающийся меценат Павел Третьяков писал: «Жизнь имеет смысл, если ты приносишь пользу кому-то. Моя идея была наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях». Эти слова полностью отражают общий настрой и посыл меценатов разных сословий: желание вернуть обществу, людям, давшим им возможность достичь финансовых высот, часть полученных благ.

Меценатами становились люди, видевшие в филантропии безграничный творческий потенциал, обладавшие острым чутьем на актуальность. Они нередко были инициаторами научных экспедиций, художественных выставок, конференций и других мероприятий, что обогащало интеллектуальную атмосферу России. Тот же Павел Третьяков выделил значительные личные средства на оснащение научной экспедиции Николая Миклухо-Маклая.
Вряд ли меценаты золотого века сознавали в полной мере или анализировали в процессе, но особое чутье подсказывало им, что без развития культуры качество общества будет оставаться низким, что без расширения мировоззрения, поднятия уровня образования невозможно формирование общенациональной идеологии и гражданского единства. В такой огромной и разнообразной стране, как Россия, это было жизненно необходимым условием для устойчивости и процветания.

И как не упомянуть о том, что у меценатской деятельности был замах не только на высокие цели и идеалы — она распространялась и на вполне земные человеческие потребности. Многие благотворители, движимые чувством сострадания и ответственности, понимая, что духовной пищей не насытишь тех, кому негде жить и нечего есть, внесли немалый вклад в борьбу с бедностью и болезнями, открыв дома призрения, больницы, столовые и прочие социальные заведения для обездоленных сограждан. Предприниматели, купцы нередко включали в сметы своих торгово-промышленных предприятий расходы на ясли, детские сады, школы, больницы, библиотеки, родильные дома, сиротские приюты. А земства и городские магистраты стали тем институтом, через который попечительство в образовании, здравоохранении и социальном призрении приобрело поистине общенациональный размах.
Всё для людей
Известная предпринимательница, владелица «Товарищества Тверской мануфактуры», превратившая его в одно из самых крупных текстильных производств России, потомственная почетная гражданка Москвы Варвара Морозова на личные средства построила для рабочих городок современной архитектуры с жильем, медицинским обслуживанием и школой. Она организовала в Москве первую бесплатную библиотеку-читальню, получившую имя И.С. Тургенева. При участии Морозовой было создано несколько учебных заведений (ремесленное училище на Покровке, 2-е Рогожское женское начальное училище и др.), возведены здания для Пречистенских рабочих курсов и общежитие Императорского технического училища, открыты вечерние и воскресные классы для рабочих.
От начального до профессионального
Российское меценатство золотого века было тонко настроено на общественные ожидания и потребности, в фокусе его внимания находились целые сектора в образовании и культуре, требовавшие трансформации, а где-то и организации с нуля.

Например, до XVIII века считалось, что женское образование, да и то в «разумных пределах», нужно только дворянкам. Оно было малодоступным: лишь немногие девушки из аристократических семей имели возможность учиться в открытом в 1764 году Смольном институте. И даже в образованных позже пансионах было мизерное в масштабах страны количество мест для представительниц дворянского, купеческого и мещанского сословий.

К концу XIX — началу XX века на фоне усиления просветительского движения и распространения прогрессивных педагогических идей назрела необходимость модернизации существующих учебных заведений и поднятие уровня педагогического образования в целом. Все это послужило предпосылками к развитию женского, начального и низшего профессионального образования, созданию новых форм и программ обучения, в частности начальных народных школ для городских и сельских жителей. Впервые встала задача распространения грамотности среди всех слоев населения, от детей до взрослых, повышения их культурного уровня. В это время открылась еще одна сверкающая грань явления массового меценатства в России — значительный вклад благотворителей в организацию доступного образования для детей и женщин.
Представители делового сословия понимали, что процветание страны напрямую зависит от уровня образованности и культуры народа
К началу ХХ века число женских учебных заведений росло такими темпами, что даже обогнало мужские, стимулируя развитие интеллектуального потенциала страны и формируя новые роли и призвание женщин в обществе.

Меценаты, учитывая запросы времени, способствовали созданию образовательных программ по подготовке специалистов, отвечающих требованиям растущей экономики. Именно в период золотого века впервые встал вопрос о профессиональном образовании: в условиях выросшей конкуренции владельцам предприятий был нужен высококвалифицированный персонал, владеющий новыми технологиями и оборудованием, хорошо разбирающийся в производстве и коммерции. Начали широко создаваться средние профессиональные училища, а регулярные отчисления из бюджета предприятий на развитие училищ и вузов стали обязательными для многих предпринимателей.
Представители делового сословия понимали, что процветание страны напрямую зависит от уровня образованности и культуры народа. Хозяева открывшихся на рубеже XIX–XX веков в огромном количестве фабрик, заводов, торговых домов строили целые поселки для рабочих и их семей, где, помимо собственно домов, имелись школы, больницы, библиотеки, столовые, бани, магазины и даже музеи и театры.
Лучшее в стране
Крупный русский фабрикант, общественный деятель и меценат Михаил Бардыгин в 1909 году пожертвовал деньги на строительство сельскохозяйственного училища, а также основал в городе Егорьевске Рязанской губернии механико-электротехническое училище с 5-летним сроком обучения на 400 учащихся, где изучались слесарное, токарное, литейное дело, электротехника. Училище с мастерскими, дома для учителей и общежития учеников Бардыгин построил и оснастил исключительно на свои средства и всю жизнь оставался попечителем учебного заведения, отказавшись от присвоения ему своего имени. По техническому оснащению училище было лучшим в стране.

На средства Бардыгина при училище была открыта ремесленная школа, где, кроме специальных дисциплин, уделялось внимание общеобразовательным предметам — русскому языку и арифметике.

Сегодня в стенах бывшего механико-электротехнического училища находится Егорьевский технологический институт — филиал МГТУ «Станкин».
Социальная мобильность
Финансируемые меценатами образовательные инициативы и проекты не просто улучшали качество образования, но создавали атмосферу стремления к знаниям, способствовали социальной мобильности, позволяя талантливым людям без достаточных финансовых средств пробиться к знаниям и успеху. Студенты и учащиеся, получившие поддержку благодаря меценатам, нередко становились видными деятелями науки и искусства, так как их карьеры зарождались в атмосфере благотворительности и поддержки. Стипендии студентам нередко учреждались за счет капиталов частных лиц, в том числе преподавателей. Иногда и сами студенты примеряли на себя роль меценатов, устраивая спектакли и концерты со сбором в пользу нуждавшихся однокашников.

В конце XIX века в Российской империи начали открываться многочисленные культурно-просветительские и учебные курсы, основанные на идеях «новой школы», и воскресные школы для взрослых, ставшие предтечами народных университетов. В народных университетах обучались люди из всех социальных слоев, преимущественно те, кому был ограничен доступ в государственные вузы (например, по национальному признаку).
Меценат Михаил Бардыгин с супругой
Частные благотворители не ограничивались лишь «дистанционным» вливанием личных капиталов в строительство учебных заведений, но были активными участниками всей образовательной цепочки. На курсах и в народных университетах часто читали лекции известные педагоги, видные ученые, совмещавшие работу в «вольных» и в императорских вузах. Университеты послужили катализаторами развития общей культуры, преобразования социального устройства и формирования гражданского общества в России начала XX века.

После Октябрьской революции 1917 года народные университеты прекратили свое существование, но их концепция во многом влилась в систему советского образования, где одним из важных векторов была пропаганда научных достижений и знаний в целом. Развитие науки и техники, подъем интереса к инженерной мысли и возвышение роли образования в СССР для каждого человека без исключения, безусловно, случились не сами по себе, но в немалой степени опирались на научно-образовательный фундамент народных университетов.
Первые эндаументы
Меценаты лично организовывали целевые фонды, совершали регулярные денежные выплаты в поддержку учителей, а также наиболее талантливых и наименее обеспеченных учащихся. При школах, гимназиях, училищах создавались попечительные советы, куда входили обеспеченные граждане и крупные чиновники, заботившиеся о надлежащем материальном положении учебных заведений. Так, в начале 1890-х годов состав попечителей начальных учебных заведений Царицынского уезда Саратовской губернии был представлен следующими категориями населения: на первом месте по количеству — «крепкие» крестьяне, далее шли купцы (обычно второй гильдии), дворяне, жены и дочери купцов, дворян и потомственных почетных граждан, священники.

Члены попечительных советов не только вносили личные средства на развитие школ и гимназий, но и учреждали и распределяли стипендии учащимся. Тогда же появились первые эндаументы, позволившие формировать стипендии не напрямую из пожертвованных денег, но из процентов от ценных бумаг, хранившихся в местных отделениях казначейства. В частности, на средства целевого капитала братьев Бахрушиных осуществлялось строительство школ, приютов, больниц, поддержка профессиональных и любительских театров

Купец и меценат Христофор Леденцов был высокообразованным человеком, знал восемь языков, владел личной библиотекой, в которой было собрано множество томов научной и технической литературы. Обладая огромным состоянием, сам он жил скромно, считая, что его капитал должен служить науке. Леденцов вложил в Московский университет 100 тыс. рублей — эта сумма была неприкосновенным капиталом, проценты с которого должны были идти на финансирование научной деятельности университета. Этого мецената прозвали «русским Нобелем», но, в отличие от Нобелевской премии, которой отмечали уже состоявшиеся достижения, вклад Леденцова был направлен на стимулирование грядущих открытий.
Гуманитарное преемство
Центром высшего образования для всех слоев взрослого населения в России начала XX века был Московский городской народный университет, основанный на личные средства золотопромышленника, мецената генерал-майора А. Шанявского. После его смерти вдова Л. Шанявская оказывала всю необходимую финансовую поддержку университету, открыла женские врачебные курсы при Военном министерстве и женский медицинский институт в Санкт-Петербурге.

В Народный университет принимались люди обоего пола, всех сословий, независимо от вероисповедания и национальности, здесь читались курсы по всем академическим дисциплинам, как на русском, так и на других языках. В университете учились поэты Сергей Есенин и Николай Клюев, будущий выдающийся педагог и психолог Лев Выготский.

Преемником традиций Народного университета Шанявского считается РГГУ
До самых до окраин
География меценатства была обширна и затрагивала не только Санкт-Петербург и Москву. Провинция в столь благородном деле старалась брать пример со столиц. Например, развитию образования взрослых в Сибири немало поспособствовал видный деятель народного просвещения, основатель первой публичной библиотеки в Томске и целого ряда народных библиотек Томской губернии, а также первого университета в Сибири почетный гражданин Томска Пётр Макушин. Кроме того, он был инициатором открытия воскресных школ, книжных складов и магазинов.

Крупными меценатами были предприниматели братья Зиновий, Михаил и Николай Таланцевы из города Ядрина Казанской губернии, пожертвовавшие бóльшую часть личных средств на строительство реального училища. В 1900 году на свои деньги они открыли в Ядрине «приют трудолюбия», где детей обучали грамоте и давали первые профессиональные навыки — в переплетном деле. Старший из братьев, Зиновий Таланцев, вложил личные деньги в преобразование прогимназии в женскую гимназию, учреждал стипендии беднейшим ученикам.

Иркутский купец Александр Сибиряков внес 200 тыс. рублей на строительство Томского университета, а также даровал университету уникальное книжное собрание — 4674 тома из личной библиотеки В.А. Жуковского. Наряду с известным ученым-химиком Д.И. Менделеевым он был удостоен звания почетного профессора Томского университета. Помимо Томского университета, в Иркутске на средства Сибирякова было учреждено Высшее техническое училище и открыты народные школы.

Меценат в области литературы и искусства, организатор художественно-промышленных мастерских княгиня Мария Тенишева близ принадлежавшего ей села Талашкино в Смоленской губернии организовала курсы плодоводства и огородничества, которые к началу ХХ века переросли в уникальную сельскохозяйственную школу с мужским и женским отделениями и трехлетним приготовительным классом для неграмотных.
Не себе, а Родине
Целью российских меценатов было произвести ценности, следовать им и отстаивать их, а смысл их деятельности можно подвести под один общий девиз: «Не себе, а Родине» — эти слова были начертаны на родовом гербе бывшего крепостного, ставшего промышленником и меценатом, дворянина Петра Губонина, построившего на личные средства в 1874 году железную дорогу в Крыму.

Эти великие люди, безусловно, заслуживают быть названными поименно — но даже перечисление оставшихся в летописях городов и населенных пунктов России имен (многие предпочли остаться навсегда анонимами) и деяний меценатов займет сотни страниц. Тем не менее даже такой выборочный обзор позволяет сделать вывод, что результаты деятельности российских меценатов по развитию образования и культуры в период золотого века не имеют аналогов ни в опыте других стран в тот же период времени, ни в истории цивилизации в целом.
Меценат Пётр Макушин
Для нас сейчас очевидно, что меценаты XIX–XX веков решали текущие проблемы в образовании, формируя его новые стандарты, закладывали основы для будущих прогрессивных преобразований. Их деятельность ярко продемонстрировала огромную движущую силу частной предприимчивости, которая может не только дополнить усилия государства, но иногда даже перехватить инициативу. Человеческий капитал, который формировался в это время благодаря усилиям меценатов, стал основой прогресса страны на пути к модернизации и научно-техническому развитию в ХХ веке.

Выдающиеся российские филантропы-созидатели так повлияли на развитие страны, что мы в ХХI веке до сих пор пользуемся плодами их деятельности, которые суть живое свидетельство того, что меценатство — это инвестиции в будущее.
Made on
Tilda