РАЗГОВОР О ГЛАВНОМ

ЕКАТЕРИНА РЫБАКОВА: СОЗДАТЕЛИ МИРА

Интервью Нино Самсонадзе
Фото Данилы Рожкова
Глубокие разговоры — это разрыв обыденности, яркий просвет неба среди облаков. Наше первое интервью с Екатериной Рыбаковой состоялось в ноябре 2014 года. Тогда я видела прекрасную жену и мать четверых детей. Сейчас я вижу соавтора расширяющейся экосистемы Рыбаковых, человека, вкладывающегося в развитие и образование тысяч детей, женщин, студентов, предпринимателей. И несмотря на масштаб деятельности, Екатерина сохранила уникальную способность прислушиваться к другому человеку, удерживая «ажурное» состояние. Прислушайтесь и вы!
Нино: Ничто не исчезает в никуда, ничто не появляется из ниоткуда. Но все начинается с детства. Екатерина, можете поделиться ярким детским воспоминанием, той точкой, откуда идет ощущение тепла и связности с семьей?
Екатерина: Первое, что пришло сейчас в голову, — наши с папой воскресные прогулки на лыжах зимой. Чаще мы оставались с мамой, а папа всегда был на работе, постоянно занят. Даже дома он закрывался в кабинете и писал свои книги и статьи. Но мы знали, что наступит воскресенье и мы пойдем на лыжах. А на Урале зимы длинные, снежные. В центре города пруд и на его берегу наш дом. Пройдя пару километров через пруд, мы оказывались в лесу.
Евгений Георгиевич Зудов, металлург по призванию и первому образованию, доктор технических наук, профессор, почетный гражданин Нижнего Тагила. В течение 20 лет возглавлял Нижнетагильский технологический институт Уральского федерального университета. Академик пяти международных и российских общественных академий. Лауреат премии Совета Министров СССР, награжден орденом Почета, медалью им. Черепановых, удостоен других знаков отличия. Автор пяти монографий, около 150 научных публикаций, нескольких изобретений.
В память о Е.Г. Зудове на платформе Legacy учрежден целевой капитал, доходы от которого ежегодно распределяются на стипендии наиболее талантливым студентам НТИ УРФУ и на развитие родного города Евгения Георгиевич
Воскресные походы я обожала, а ведь это было испытание: холодно, лыжи деревянные — если не смажешь правильной мазью, не поедут. Ботинки в один слой толстой грубой кожи натирали ноги даже через три пары носков, и пальцы в них замерзали. Идешь через пруд, ветер пронизывает до костей. А в лесу — тишина и царство снега. Папа умел увидеть и ненавязчиво показать нам окружающую красоту. И всегда у нас с собой был термос с чаем и бутерброды — мама собирала нас в путь, а сама оставалась готовить обед. Вот мы забрались в лес, нашли любимый горелый пень. Папа достает термос, чай горячий, обжигает губы, и мы добавляем в чай снег — это самое яркое, счастливое воспоминание.
Летом мы всей семьей ходили в лес за грибами, но в памяти больше запечатлелись именно зимние походы. Может быть, потому что это был вызов, преодоление. Моя любовь к природе, способность созерцать и любоваться — из детства. Лыжи, коньки, плавание, бадминтон, настольный теннис — наши обычные детские активности. Я благодарна родителям за то, что они создали условия, чтобы мы всему этому научились. Знаю многих людей, у которых в детстве не было ничего подобного — во взрослом возрасте такие навыки сложнее осваивать и добирать
Нино: Детство — это же еще период социализации, проверка границ, навыки самодисциплины. Что по этому поводу вспоминается?
Екатерина: Мое детство прошло в Нижнем Тагиле в восьмидесятые, со всеми их особенностями. Нашу семью можно отнести к научно-технической интеллигенции. В конце 1970-х поездка с родителями в Японию, где мы прожили два года (папа был командирован как инженер, ученый, специалист), оказала огромное влияние на мое формирование.
Екатерина с сестрой и родителями в Японии
После возвращения мы — как я сейчас понимаю — воспринимали мир иначе, чем большинство сверстников. Благодаря этой поездке наш кругозор и насмотренность стали шире. Мы и внешне выделялись: маме было важно, чтобы мы хорошо выглядели, были нарядно одеты. Я все время говорю «мы», потому что в детстве находилась как бы в слиянии с моей сестрой-двойняшкой Анютой. Окружающие, включая родителей, похоже, не воспринимали нас по отдельности — в школе к нам всегда обращались «сестры Зудовы».
Память сохранила все, что связано с физической активностью. Не так помню культурные мероприятия — музеи, театры, — как то, что связано со спортом: в нашей жизни сначала было плавание, потом волейбол. Тренер из спортивной школы пришла к нам на урок физкультуры, сказала, что набирает девочек в секцию волейбола, и мы записались. Вообще, я хотела заниматься рисованием, а Анюта — либо петь, либо танцевать, но родители были против того, чтобы нас разделять, поэтому мы вместе пошли на волейбол.
После школы мы приходили домой, было время поесть, переодеться и собраться на тренировку. Суп, который мама для нас оставляла в холодильнике, как-то не соблазнял — его еще надо было разогреть, слишком сложно! Проще сделать бутерброд или что-то подобное — то, что называлось всухомятку.
Сестры Зудины
Три раза в неделю мы ездили тренироваться в другой район города, на трамвае. Вопрос, ехать или нет, не возникал: с одной стороны, тренироваться нравилось — несмотря на приличные нагрузки и «по-советски» строгий характер тренера. С другой стороны, уже была привита какая-то дисциплина, ответственность — надо значит надо! Я помню мамину фразу: нет слова «не могу» — есть слово «не хочу». Это значило, что у нас не может быть отговорок, чтобы не выполнять свои обязательства. Мы принимали эти правила как нечто естественное, по этому поводу не было сильных переживаний. Мысль о том, что можно прогулять школу или тренировку, даже не приходила в голову. Нас окружала однородная среда, которая удерживала в рамках правил, в колее. Школа, спортивная секция, родители — все были про одно и заодно. И многим нашим сверстникам это дало хороший старт в будущее. Но  что-то мы и упустили — то, чему можно научиться только на опыте собственных ошибок, когда есть возможность выбрать и узнать о последствиях своего выбора, в том числе и неправильного.
Нино: То есть для вас та школа была нормальной средой, в которой можно было развиваться. Была ли в этом заслуга самой школы? Есть ли, по-вашему, то, что из советской школы времен позднего социализма стоит взять в сегодняшний день?
Екатерина:  Я думаю, что с теплом вспоминают советскую систему образования не все, а только те, кто сумел встроиться, принять эти правила, усвоить их и жить по ним. В моем классе таких — успевающих — была примерно четверть. Бóльшую часть составляли троечники. Остальные были записаны в лодыри, двоечники, им было отказано в праве на уважение, в том числе уважение их образовательных потребностей. Учителя не понимали, как с ними можно работать, общаться. В их педагогическом арсенале ничего, кроме дисциплинарных мер, не было. Таким образом двоечников убеждали, что с ними что-то не так, что из них ничего не выйдет. И во многом эти предсказания сбылись — именно потому, что с детства такие ребята были лишены шанса проявить себя и получить социальное одобрение, подтверждение успешности в чем-то, к чему есть талант. А свой талант есть у каждого!
Применение такого подхода сегодня кажется несовременным, ведь области человеческой одаренности гораздо шире, чем простое послушание и академическая успеваемость. Если человек не может выполнить какой-то академический норматив, это не значит, что его надо лишать шанса выстроить успешную жизнь и карьеру. Надо помочь ему найти такой способ самореализации, который будет позволять ему опираться на свои сильные стороны и компенсировать недостающие. Но и сегодня общеобразовательные школы зачастую ориентированы только на академические результаты. Детей, которым это подходит, немного. У большинства способности к чему-то другому — творчеству, изобретательству, предпринимательству, спорту, искусству. Эти таланты и потребность в их развитии тоже надо ценить и создавать среду, где каждый ребенок сможет почувствовать себя успешным — независимо от того, какими талантами обладает.
Я помню мамину фразу: нет слова «не могу» — есть слово «не хочу». Это значило, что у нас не может быть отговорок, чтобы не выполнять свои обязательства. Мы принимали эти правила как нечто естественное, по этому поводу не было сильных переживаний.
Нино: Родной город оставляет отпечаток в личности, то, что усваивается бессознательно. Что вам дал город детства — Нижний Тагил? За что вы благодарны этому уральскому городу?
Екатерина: Мой папа, Евгений Георгиевич Зудов, — коренной тагильчанин. Мама, Светлана Серафимовна, родилась в Ленинграде, на Урале оказалась в эвакуации со своей семьей во время войны. Дедушка, Серафим Александрович Кушакевич, был одним из изобретателей титанового сплава, выдающимся металлургом, строил завод в Верхней Салде — городе в 40 километрах от Нижнего Тагила. У семьи Кушакевичей была возможность вернуться в Ленинград после войны, но они ей не воспользовались. И только благодаря этому моя мама встретила моего папу!
Папа, конечно, уникальный человек и специалист. Его образ всегда перед глазами и очень сильно влияет на меня по сей день. Ему предлагали переезд и работу в Свердловске (ныне Екатеринбург), в Москве, но он всегда говорил: «Где родился, там и пригодился! Лучше быть первым парнем в деревне». Это было выражением его приверженности родному городу.
Нижний Тагил, несмотря на свой индустриальный профиль, окружен богатой природой. Вообще, Урал — это место уникальной природы. Я люблю эти леса, невысокие горы, озера, реки. «Малахитовая шкатулка», места Бажова, богатство недр — все это вызывает гордость и греет душу. Фраза большими буквами на въезде в Нижний Тагил — «Урал — опорный край державы» — всегда воспринималась как очевидная истина, да так оно и есть.
Сейчас у нас в семье приоритет ценностей развития. Мы с Игорем понимаем, что выбирать сегодня стратегии выживания проигрышно и неактуально.
И вместе с тем это край суровый. И время, когда мы взрослели, «становились на крыло», было непростое. Поэтому, наверное, мы смогли сформировать качества, дающие устойчивость в жизни, но с преобладанием навыков выживания. Усвоенный мной на детском опыте крен в сторону выживания отразился на установках, с которыми я начинала самостоятельную жизнь. Это состояние, когда ты везде видишь риск и угрозу и не можешь никому доверять.
Во Всемирном обзоре ценностей Инглхарта ценности развития противопоставлены ценностям выживания. Это можно понимать так: чтобы придерживаться одних ценностей, стоит оттолкнуться, отказаться от других. Сейчас у нас в семье приоритет ценностей развития. Мы с Игорем полностью сходимся в этом и понимаем, что выбирать сегодня стратегии выживания и охранения накопленных ресурсов вместо стратегий вкладывания их в развитие среды заведомо проигрышно и неактуально. Больше всех рискует тот, кто отказывается рисковать!
Нино: Повлиял ли ваш собственный образовательный трек на выбор образования как сферы приложения усилий Рыбаков Фонда? Каким был путь?
Екатерина: В 10-м классе к нам в школу пришли исследователи по профориентации и провели, как я сейчас понимаю, качественное развернутое тестирование. В результате у меня выявилась склонность к двум областям — искусству и образованию. Я тогда решила, что результаты неверны, ведь в школе я любила физику и математику и собиралась поступать на радиотехнический факультет Уральского политехнического института. Это было время, когда открывались новые специальности: программирование, автоматизированные системы управления. Но, как выяснилось, поступить в вуз было намного проще, чем там учиться. Окончив первый курс, я решила уйти. Профориентация все же показала правильный результат! Через год я перешла учиться в Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, на факультет швейного производства. Швейное дело было мне ближе: это и технология, и творчество, близко и к науке, и к искусству. Там уже мне очень нравилось учиться! Я приобрела любимое дело, мастерство в руках и стремилась в нем развиваться. Получила еще одно высшее в этой сфере. Радует, когда можешь увидеть результаты своих трудов.
С рождением каждого требовалось погружаться и исследовать мир ребенка заново. Так я с тех пор и говорю: четыре ребенка — это еще четыре моих университета!
Когда я полагала, что при наличии двух высших вопрос с образованием можно считать закрытым, оно снова пришло в мою жизнь — с рождением детей. Во время беременности я попала на хороший подготовительный курс «Моя мама — мой первый учитель» Марины Ланцбург. На курсе нам рассказывали не только про подготовку к родам, но и про первый год жизни ребенка с точки зрения его развития. Вот тогда для меня открылся мир педагогики: как качество заботы со стороны родителей позитивно влияет на развитие ребенка и как в этом не переусердствовать. И с каждым следующим ребенком опыта и знаний в этой области прибавлялось. Удивительным оказалось то, что надежды положиться на прежний опыт не оправдались — каждый раз требовалось погружаться и исследовать мир ребенка заново. Так я с тех пор и говорю: четыре ребенка — это еще четыре моих университета!
В процессе выбора детского сада для старшей дочки Полины выяснилось, что не все детские садики одинаково хороши: есть те, где работает команда единомышленников, педагогов, психологов. Они понимают возрастные особенности дошкольников, а в родителях видят соучастников педагогической практики, прислушиваются к их мнению, потребностям, делятся информацией о том, что происходит с детьми.
В то же время мы обнаружили, что так построена работа далеко не везде: в большей части детских садов педагоги не имеют поддержки, напротив, они загружены бумажной работой, командного взаимодействия не ведется, каждый сам по себе, интересы и потребности ребенка и семьи учитываются по остаточному принципу — не являются приоритетом! Но мы знаем, что может быть по-другому. Теперь, усилиями Рыбаков Фонда, фонда и сообщества «Университет детства», мы стремимся менять эту ситуацию. Кстати, Татьяна Викторовна Власенко, воспитательница, в группу к которой в свое время ходили все четверо наших детей, в прошлом году выиграла в «Большой игре имени Л.С. Выготского» и была на Летней школе — традиционном ежегодном мероприятии для ста победителей лидерского трека Игры. Мы все были очень рады этой встрече — и она, и мы с Игорем, и особенно наши дети!
Воспитательница, в группу к которой в свое время ходили все четверо наших детей, в прошлом году выиграла в «Большой игре имени Л.С. Выготского» и была на Летней школе.
В течение тех лет, что я наблюдала за работой Татьяны Викторовны как педагога — за ее особым подходом к детям, чуткостью, вниманием к каждому ребенку в отдельности и одновременно к группе, к тому, как складываются отношения между детьми, как зарождается детская дружба в совместных играх, где дети узнают себя и учатся видеть и принимать других такими, как есть, — я поняла, как все это влияет на будущую жизнь детей, помогает им стать счастливыми и успешными и в учебе, и в социализации. Я поняла, как в целом важно дошкольное образование. Изучая глубже эту тему, в одной из статей я прочитала про программу для дошкольной ступени Tools of the Mind — как здорово она развивает у детей навыки произвольного поведения, саморегуляции, все виды мышления. Выяснилось, что в нашей стране эта программа не была представлена, но мне она запала в душу, запомнилась.
Когда я полагала, что при наличии двух высших вопрос с образованием можно считать закрытым, оно снова пришло в мою жизнь — с рождением детей.
Нино: Получается, для того чтобы что-то сдвинулось в дошкольном образовании, понадобилось создать Рыбаков Фонд? Первоначально же в фонде не было темы детского образования?
Екатерина: В первый год фокус внимания Рыбаков Фонда был направлен только на предпринимательство. Началось все с того, что мы поддержали программу Оскара Хартманна «Фонд Русской Экономики». Мы ориентировались на аудиторию уже состоявшихся и начинающих предпринимателей. Верили и верим сейчас, что именно предприниматели — люди, которым удалось построить работающие бизнесы, — могут предложить эффективные решения также и в социальной сфере, в сфере создания общественных институтов, без которых не будет развития экономики в стране. Мы посчитали, что предпринимателям в первую очередь нужна среда поддержки — точно так же, как и любому человеку, какой бы профессией он ни занимался. Проекты того времени просуществовали определенное время, оказали влияние на многих своих участников и на нас самих — до сих пор встречаю людей, которые благодарят за «Преактум», МЕНТОРИ, R2. А вот бизнес-сообщество «Эквиум» успешно продолжает развиваться, проходит свою эволюцию. В наших программах мы шли к молодым, начинающим предпринимателям.
Когда мы выбирали учебные заведения для своих детей, интуитивно я обращала внимание не на то, как выпускники сдают экзамены, а на то, как выстроены отношения между людьми в школе — есть ли поддержка, есть ли доверие, улыбаются ли учителя, дети.
Однажды мы обнаружили закономерность, что более молодая аудитория быстрее и легче проходит трансформацию в сторону развития предпринимательских качеств, мышления и поведения. И тогда пришла идея, что можно начинать еще раньше, побудить изменения в школьном и даже дошкольном образовании.
Здесь мне пригодился личный опыт общения с разными образовательными организациями — школами и детскими садами, с педагогами, которые учили наших детей. Я заметила, что, помимо предметных результатов, есть еще те, на которые мы редко обращаем внимание: инициативность, креативность, способность к сотрудничеству, уверенность в себе. Когда мы выбирали учебные заведения для своих детей, интуитивно я обращала внимание не на то, как выпускники сдают экзамены, а на то, как выстроены отношения между людьми в школе — есть ли поддержка, есть ли доверие, улыбаются ли учителя, дети. Всех этих проявлений вы не найдете в авторитарной системе отношений. Я предложила запустить программы, которые, начиная уже с дошкольного возраста, дадут детям эти навыки. Ведь что такое предприниматель? Это человек, который уверен в себе, креативен, инициативен и способен договариваться и сотрудничать! Дети обладают этим потенциалом от природы, но образовательная среда часто противится его раскрытию — от детей требуется послушание и единообразие. И дети перестают развивать эти качества в себе. Я привела в пример программу Tools of the Mind, которая позволяет сохранить ростки инициативности в дошкольный период, формирует в детях навыки саморегуляции и произвольного поведения. После прохождения такой программы дети действительно готовы к школе, а не по тем ошибочным критериям, сводящим готовность к умению читать и считать. Эта идея была воспринята командой Рыбаков Фонда, мы начали новое для себя направление и постепенно сформировали репутацию фонда как организации, которая занимается образованием системно, всерьез и надолго.
Программу «ПРОдетей» создавали по нашей инициативе Елена Вячеславовна Бодрова, разработчик программы Tools of the Mind, в соавторстве с Еленой Георгиевной Юдиной, автором программы дошкольного образования «ОткрытиЯ». Важно было учесть социально-культурный контекст и особенности нашей образовательной системы. Рыбаков Фонд получил эксклюзивные права на распространение этой программы, и сейчас мы обучаем ей педагогов по всей стране.
Вслед за программой «ПРОдетей» появились и другие истории, связанные с образованием: конкурс «iУчитель», конкурс школьных команд «ТОП-школа», конкурс им. Л.С. Выготского для педагогов дошкольного образования. Поначалу это были три разных конкурса — сейчас нам удалось их все соединить в одну «Большую игру». Игра — потому что в игре, в отличии от конкурса, выигрывают все: выигрывают от самого участия. Это увлекательно и дает мощный импульс к развитию! Цель игры — привлечь к заботе о качестве образования в каждой конкретной школе самых разных людей, независимо от их роли и статуса. Вовлеченность и заинтересованность — то, что может и должно прийти на смену апатии и негативу, которые возникают у нас, когда мы отстранены, когда считаем, что развитие образовательной среды — это не наше дело.
Вовлеченность и заинтересованность — то, что может и должно прийти на смену апатии и негативу, которые возникают у нас, когда мы отстранены, когда считаем, что развитие образовательной среды — это не наше дело.
Нино: Я помню тот период, когда в Рыбаков Фонде было три направления: предпринимательское, образовательное и направление развития третьего сектора, породившее инициативу «филтех» (технологии в филантропии). Как удалось сфокусироваться на самых важных направлениях?
Екатерина: На первых порах мы прошли путь, который проходят, наверное, многие начинающие филантропы, когда хочется взяться за все задачи сразу, попробовать всё починить. Такой подход называется «греть Вселенную». При этом кажется, что делаешь всё и не делаешь ничего — не видно значимых результатов. Тогда мы убрали все, что не относилось и не вело нас точно к намеченной цели и выполнению миссии. Вскоре мы уже твердо и окончательно убедились, что живое образование — самая мощная сила, способная изменить мир.
С 2018 года мы заявляем о себе как о фонде, который занимается изменениями в образовании, делает качественное образование доступным. Все наши инициативы и проекты сейчас сфокусированы на поиске и распространении новых подходов в образовании для всех. Ни для кого не секрет — и это общемировой консенсус, — что традиционная система образования перестала быть актуальной, она является наследием прошлой индустриальной эпохи. За это время поменялось очень многое во всех сферах жизни, а система образования осталась почти в неизменном виде. Как и в позапрошлом веке, все так же рядами стоят парты, на стене доска с мелом, учитель говорит перед классом, а дети молча слушают — учатся послушанию.
Нино: Есть ли ощущение, что философский камень найден? Чем понятие «живое образование» отличается от популярных приемов геймификации, компьютеризации и прочих «новаций», за которыми усматривают будущее?
Екатерина: Наше личное открытие последних семи лет состоит в том, что, кроме учителя и ученика, есть еще один участник, условный агент образования — это сообщество. Л.С. Выготский говорил, что среда — это не просто необходимое условие образования, среда — это третий учитель. А сообщество и есть социальная среда. И сообщество, как коллективный субъект развития, становится учителем.
Опыт живого образования происходит, когда, получив энергию поддержки и вдохновения, мы совершаем неожиданные открытия о мире и о себе. Мы не знаем, какой именно образовательный опыт получит каждый из нас в сообществе.
Сообщество — это среда живого образования. Но недостаточно просто объединить людей в группу. У сообщества свои принципы и законы. В сообщество люди приходят осознанно и добровольно, имея понимание, зачем им это. Они приходят за переменами, за развитием, за обменом энергией и ресурсами, за поддержкой, за вдохновением. И они готовы к тому, чтобы сначала стать вкладом в создание той питающей среды, от которой потом воздастся сторицей. Опыт живого образования происходит, когда, получив энергию поддержки и вдохновения, мы совершаем неожиданные открытия о мире и о себе. Мы не знаем, какой именно образовательный опыт получит каждый из нас в сообществе. Это результат, который невозможно предсказать и к которому невозможно подготовиться, и поэтому часто он рождает ощущение «вау-эффекта», как от соприкосновения с чем-то великим.
Университеты признают, что сообщество — это третья их миссия, наряду с первой — наукой и второй — образованием. Когда начинаешь реализовывать их по порядку, бывает, что до третьей миссии руки так и не доходят. Обычно университетам и школам не хватает опыта и понимания, как к этой задаче подойти, как ее решить. Сообщество — это горизонтальная, неиерархичная структура: формальных обязательств между участниками нет, все строится на доброй воле и доверии. Поэтому доверие становится высшей ценностью для любого сообщества. А университеты, как и многие другие организации и институты, глубоко иерархичны.
Но в большинстве университетов все же есть сообщество, которое возникает естественно, спонтанно. Учившиеся в университете студенты, особенно те, кто после окончания прошли карьерный путь, накопили опыт и состоялись, испытывают благодарность альма-матер за то окружение и среду, которые на них повлияли. И это чувство сплачивает и объединяет людей. Если они сумеют вместе придумать, куда направить энергию объединения, то можно ожидать позитивные изменения в вузе — например, там может появиться эндаумент.
 Каждый, кто учился в школе, в университете, помнит одного или нескольких преподавателей, которых уважали и к которым тянулись ученики, с которыми нравилось проводить вместе время, разговаривать, расспрашивать. Такие учителя — сердце любой школы. Они в своей профессии выходят далеко за рамки исполнения формальных функций. Любую функцию легко передать технологиям, а мы, люди, особенно ценим роскошь человеческого общения. Человек — это и есть ключевая инновация. Вот поэтому мы занимаемся образованием, и так подтвердилось то, что мне напророчил профориентационный тест в 10-м классе.
Сообщество — это горизонтальная, неиерархичная структура: формальных обязательств между участниками нет, все строится на доброй воле и доверии. Поэтому доверие становится высшей ценностью для любого сообщества.
Нино: Образование — это теперь центральная магистраль в вашей деятельности. А что с искусством, насколько здесь оказался правильным тест?
Екатерина: Искусство для меня — это отдушина, способ восстановить внутренний ресурс: я занимаюсь живописью, рукоделием, люблю музыку, театры, музеи. Наверное, опыт творчества — это именно то, в чем мы становимся подобны Богу. Бог-творец создал мир, и художники-творцы тоже создают свои миры. Когда смотришь на картину, можно увидеть просто мазки и пятна краски — а можно целый мир, погрузиться в который зовет художник. Зритель, откликаясь на импульс, идущий от холста, попадает в особое состояние. Как-то в Эрмитаже я оказалась у картины Матисса «Танец». Села напротив и замерла, как будто погрузилась в транс, минут на сорок. Меня буквально затянул вихрь этого танца.
Если посмотреть через призму искусства, то экосистема Рыбаков Фонда — это продукт нашей с Игорем творческой энергии. Мы в соавторстве и сотворчестве порождаем эту среду. Экосистема — это что-то живое, а живое всегда одновременно и притягивает, и настораживает своей непредсказуемостью. С ним сложно, неудобно работать, в этом его специфика. Экосистему, как все живое, невозможно контролировать, невозможно ее править и регулировать. Ее можно просто поддерживать, подпитывать, согревать и наблюдать, любоваться.
Если посмотреть через призму искусства, то экосистема Рыбаков Фонда — это продукт нашей с Игорем творческой энергии. Мы в соавторстве и сотворчестве порождаем эту среду. Экосистема — это что-то живое, а живое всегда одновременно и притягивает, и настораживает своей непредсказуемостью.
Навык наблюдения — ключевой навык людей в живых средах. Автор программы «ПРОдетей» Елена Вячеславовна Бодрова говорит, что для педагога очень важно умение «сидеть на руках». Это значит: когда ребенок чем-то занят и увлечен, лучше не вмешиваться — но и не игнорировать, а наблюдать, чтó с ребенком происходит в этот момент. Минуту назад у него не получалось, а вот сейчас уже получается. Ребенок изменился за это время, «образовался» — а успел ли ты заметить эти изменения, чтобы вместе с ним удивиться и порадоваться? Зависит от того, умеешь ли ты наблюдать. Эффект наблюдателя, известный из теории квантовой физики — когда от простого присутствия наблюдателя меняется реальность, — хорошая метафора этого феномена.
В этом году исполняется 10 лет с момента создания Рыбаков Фонда. Мне хочется максимально охватить памятью и благодарностью всех тех, кто на разных этапах и в разных ролях соприкоснулись с нами, получили преобразующий эффект от участия в среде живого образования.
До появления фонда мы жили обычной жизнью семейной пары с детьми: я — в качестве домашней жены: хлопоты по дому, дети, садики-школы-кружки и ощущение, что полностью занята этими делами; Игорь — в бизнесе, в конкуренции внешней, внутренней, в поиске все новых и новых вызовов, работа на износ. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что значение всей этой суеты мы явно переоценивали. Тогда мне казалось, что люди вокруг априори недоброжелательны, что незнакомых людей лучше сторониться, опасаться, потому что неизвестно, чего от них можно ожидать. Я воспринимала мир как опасное место. И весь ресурс своего времени и внимания расходовала исходя из этой картины мира. То, что с нами сейчас происходит, в каком мире и окружении мы живем, полностью отличается от прошлого. Это другой мир, другое качество взаимоотношений, другое качество жизни, с высоким уровнем доверия в нем. Получается, мы создатели этого мира.
Made on
Tilda